Местоимение. Подготовка к ЕГЭ
(Урок русского языка в X классе)Гульназ НАЗМИЕВА,учитель русского языка и литературы Олуязской средней школы Кукморского районаЦели урокаПознавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс с...
(Урок русского языка в X классе)
Гульназ НАЗМИЕВА,
учитель русского языка и литературы Олуязской средней школы Кукморского района
Цели урока
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по теме «Местоимение», проверить уровень усвоения знаний с помощью заданий разного типа,продолжить знакомство учащихся с типами заданий ЕГЭ.
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции – речь,внимание,критическое мышление, креативность, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени.
Воспитательный аспект: совершенствование навыков межличностного общения, воспитание сознательного отношения языку как явлению культуры, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств, чувствасострадания.
Задачи:
–уметь находить местоимения в тексте и определять их разряды;
–закрепить навыки правописания местоимений;
–употреблять местоимения как средство связи в тексте.
Оборудование: мультимедейный проектор, презентация,песня «Притяжательные местоимения» из «Радионяни»,раздаточный материал: буклеты, тесты, отрывки из сочинений.
Межпредметные связи: информатика, музыка,литература
– Добрый день, мои дорогие ученики, я очень рада видеть вас и заниматься вместе с вами. Я попрошу вас в листах самоконтроля оценить результаты вашей деятельности на уроке.
– В латинском языке это слово имело название прономен.«Про» –это предлог «вместо» и существительное «номен» –«имя», то есть слово «Про» буквально означает «вместо имени». Как вы думаете,какая часть речи так называлась?
– Местоимение.
–Почему?
–Так как местоимение заменяет имена существительные, прилагательные, числительные.
– Итак, о чем мы с вами будем говорить на уроке?
– О местоимении.
– Что нам нужно знать о местоимении, чтобы хорошо сдать Единый государственный экзамен по русскому языку. Давайте обратимся к заданиям ЕГЭ, при выполнении которых необходимы знания о местоимении.
Работа по презентации.
Слайд 1.
–Какие ошибки вы видите в образовании форм местоимений?
–Неправильная форма притяжательных местоимений, неправильное употребление личных местоимений с предлогами.
–Значит,что мы должны знать?
–Образование форм местоимений (задание7 ЕГЭ).
Слайд 2.
–С местоимением, которымвыраженоподлежащее, сказуемое нужно привестив соответствие(задание 8 ЕГЭ).
Слайд 3.
–Какие знания проверяются заданиями13 и 14 ЕГЭ?
–Умение правильно писать местоимения.
Слайд 4.
– Местоимение–этосредство связи предложений в тексте. Нужно знать разряды местоимений(задание 2 и задание 25 ЕГЭ).
Сообщение темы и целей урока.
–Таким образом,тема нашего урока «Местоимение.Подготовка к ЕГЭ». Цели нашего урока: 1)повторить разряды местоимений, правила правописания и образования местоимений; 2) развивать умения правописания и образования местоимений, согласования местоимения в роли подлежащего со сказуемым, употребления местоимений в предложениях как средства связи.
3.Обобщение и систематизация знаний. Закрепление.
–Итак, первое, что нам требуется, – это знание разрядов местоимений. Давайте вспомним разряды местоимений. Если ответ верный, встаем, если ответ неправильный, садимся на свои места.
Вопросы:
–Личных местоимений всего 8. (Восемь: я,ты, он, она, оно, мы, вы, они.)
–Себя возвратное местоимение. (Да.)
–Вопросительные и относительные местоимения по форме это одни и те же местоимения.(Да.)
–Отрицательные и неопределенные местоимения образуются от вопросительных местоимений. (Да.)
–Указательные местоимения не изменяются по родам. (Нет, изменяются.)
–Сам, самый, весь, всякий, любой, другой, иной, каждый –определительные местоимения.( Да.)
–Какой разряд был не назван?
–Притяжательные.
–Какие местоимения относятся к этому разряду?
–Послушаем веселую песню из «Радионяни»«Притяжательные местоимения»,заметьте, на какие ошибки в речи обращает внимание«Радионяня».
Прослушивание песни.
–Итак, какие ошибки встречаются в речи очень часто?
–Нельзя говорить ихний, евонный, ейный.
–Разряд какого местоимения не был правильно назван?
–Каждый.Это определительное местоимение.
– Ребята, к концу урока мы с вами сделаем буклет-памятку длясдающего ЕГЭ по теме «Местоимение». Теперь откройте буклеты и напишите название разрядов местоимений в соответствующую колонку.
Заполнение буклета (приложение1).
–А теперь еще раз закрепим наши знания о разрядах местоимений и выполним интерактивный тест на сайте.
Интерактивный тест на сайте.
–Вспомните неопределенные и отрицательные местоимения. По очереди, не повторяясь, проговорите местоимение громко для своей команды и запишите на одном листочке (листочков12).Ровно через 2 минуты на всех листочках должны быть написаны местоимения.
–Как вы записали неопределенные местоимения с приставкой кое–, с суффиксами –нибудь,–то, –либо? А как пишутся местоименияникакой и некто, никого и некого?
Составляем2 предложения, используя потри местоимения в каждом предложении.Знакомим товарищей покомандесо своимлучшим предложением.
–Как вы написали падежные формы местоимений ни у кого, кое у кого?
–Раздельно.
– По правописанию местоимений вас ожидает ещё одно задание. Это задание 14, где вам нужно различать местоимения и союзы, местоимения и наречия. Откройте ваши буклеты. Там есть подсказка по выполнению задания14, прочитайте и выполните тест, поставьте себе оценку.(Приложение 2.)
Работа с текстом.
–Вспомните,пожалуйста, что такое текст.
–Текст –это предложения,связанные по смыслу и грамматически. Предложения в тексте посвященыопределенной тематике, в тексте есть основная мысль.
–Как связываются предложения в тексте?
–Цепной и параллельной связью.
–Назовите средства связи предложений в тексте.
–Местоимения, лексический повтор, антонимы, синонимы.
–Итак, опять прозвучало слово местоимение.Задание 25 проверяет ваше умение работать со средствами связи в предложении. Откройте ваши буклеты, найдите задание 25.Прочитаем тексты и выполним задание.
–Проблематика этих текстов?
–Поднимается проблемасочувствия.
–Вспомните, в каких произведениях русской литературызвучала тема сочувствия, сострадания?
–Герой рассказа А. Куприна «Чудесный доктор» доктор Пирогов показывает пример сострадания, спасая от гибели семьюМерцаловых.
–Дина, героиня произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», несмотря на национальные различия, помогает солдату Жилину убежать из плена.
–Врассказе А.П. Чехова«Тоска» повествуется о старике Ионе, у которого умер сын. Ему хочется рассказать о своем горе кому-нибудь,но не нашлось такого человека. Иногда одного слова хватает, чтоб выразить свое сочувствие, облегчить горе человека.
–Вспомните Юшку А. Платонова, стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Два богача». В этих произведениях мы видим высшее проявление сочувствия.
–Подчеркните найденное местоимение и номер предложения. В этом задании проверяется ваше знание разрядов местоимений, ваше умение видеть, какое слово замещает местоимение из предыдущего предложения. Редактированиетекста. (Приложение2.)
– Осталось самое последнее задание, где вы должны показать ваши умения употреблять местоимения в письменной речи. Перед вами лежат отрывки из сочинений, где ученик допустил ошибки, попытайтесь исправить эти ошибки и объяснить.
–Ребята, что у вас получилось хорошо, что еще вам нужно повторить?
– Как вы оценили свою работу на уроке?
1).По фразеологическому словарю выписать фразеологизмы с местоимениями разных разрядов. 2).Выполнить задания ЕГЭ на виртуальном факультативе.
Гульназ НАЗМИЕВА,
учитель русского языка и литературы Олуязской средней школы Кукморского района
Цели урока
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по теме «Местоимение», проверить уровень усвоения знаний с помощью заданий разного типа,продолжить знакомство учащихся с типами заданий ЕГЭ.
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции – речь,внимание,критическое мышление, креативность, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени.
Воспитательный аспект: совершенствование навыков межличностного общения, воспитание сознательного отношения языку как явлению культуры, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств, чувствасострадания.
Задачи:
–уметь находить местоимения в тексте и определять их разряды;
–закрепить навыки правописания местоимений;
–употреблять местоимения как средство связи в тексте.
Оборудование: мультимедейный проектор, презентация,песня «Притяжательные местоимения» из «Радионяни»,раздаточный материал: буклеты, тесты, отрывки из сочинений.
Межпредметные связи: информатика, музыка,литература
- Организационный момент.
– Добрый день, мои дорогие ученики, я очень рада видеть вас и заниматься вместе с вами. Я попрошу вас в листах самоконтроля оценить результаты вашей деятельности на уроке.
- Введение в тему. Актуализация знаний.
– В латинском языке это слово имело название прономен.«Про» –это предлог «вместо» и существительное «номен» –«имя», то есть слово «Про» буквально означает «вместо имени». Как вы думаете,какая часть речи так называлась?
– Местоимение.
–Почему?
–Так как местоимение заменяет имена существительные, прилагательные, числительные.
– Итак, о чем мы с вами будем говорить на уроке?
– О местоимении.
– Что нам нужно знать о местоимении, чтобы хорошо сдать Единый государственный экзамен по русскому языку. Давайте обратимся к заданиям ЕГЭ, при выполнении которых необходимы знания о местоимении.
Работа по презентации.
Слайд 1.
–Какие ошибки вы видите в образовании форм местоимений?
–Неправильная форма притяжательных местоимений, неправильное употребление личных местоимений с предлогами.
–Значит,что мы должны знать?
–Образование форм местоимений (задание7 ЕГЭ).
Слайд 2.
–С местоимением, которымвыраженоподлежащее, сказуемое нужно привестив соответствие(задание 8 ЕГЭ).
Слайд 3.
–Какие знания проверяются заданиями13 и 14 ЕГЭ?
–Умение правильно писать местоимения.
Слайд 4.
– Местоимение–этосредство связи предложений в тексте. Нужно знать разряды местоимений(задание 2 и задание 25 ЕГЭ).
Сообщение темы и целей урока.
–Таким образом,тема нашего урока «Местоимение.Подготовка к ЕГЭ». Цели нашего урока: 1)повторить разряды местоимений, правила правописания и образования местоимений; 2) развивать умения правописания и образования местоимений, согласования местоимения в роли подлежащего со сказуемым, употребления местоимений в предложениях как средства связи.
3.Обобщение и систематизация знаний. Закрепление.
–Итак, первое, что нам требуется, – это знание разрядов местоимений. Давайте вспомним разряды местоимений. Если ответ верный, встаем, если ответ неправильный, садимся на свои места.
Вопросы:
–Личных местоимений всего 8. (Восемь: я,ты, он, она, оно, мы, вы, они.)
–Себя возвратное местоимение. (Да.)
–Вопросительные и относительные местоимения по форме это одни и те же местоимения.(Да.)
–Отрицательные и неопределенные местоимения образуются от вопросительных местоимений. (Да.)
–Указательные местоимения не изменяются по родам. (Нет, изменяются.)
–Сам, самый, весь, всякий, любой, другой, иной, каждый –определительные местоимения.( Да.)
–Какой разряд был не назван?
–Притяжательные.
–Какие местоимения относятся к этому разряду?
–Послушаем веселую песню из «Радионяни»«Притяжательные местоимения»,заметьте, на какие ошибки в речи обращает внимание«Радионяня».
Прослушивание песни.
–Итак, какие ошибки встречаются в речи очень часто?
–Нельзя говорить ихний, евонный, ейный.
–Разряд какого местоимения не был правильно назван?
–Каждый.Это определительное местоимение.
– Ребята, к концу урока мы с вами сделаем буклет-памятку длясдающего ЕГЭ по теме «Местоимение». Теперь откройте буклеты и напишите название разрядов местоимений в соответствующую колонку.
Заполнение буклета (приложение1).
–А теперь еще раз закрепим наши знания о разрядах местоимений и выполним интерактивный тест на сайте.
Интерактивный тест на сайте.
–Вспомните неопределенные и отрицательные местоимения. По очереди, не повторяясь, проговорите местоимение громко для своей команды и запишите на одном листочке (листочков12).Ровно через 2 минуты на всех листочках должны быть написаны местоимения.
–Как вы записали неопределенные местоимения с приставкой кое–, с суффиксами –нибудь,–то, –либо? А как пишутся местоименияникакой и некто, никого и некого?
Составляем2 предложения, используя потри местоимения в каждом предложении.Знакомим товарищей покомандесо своимлучшим предложением.
–Как вы написали падежные формы местоимений ни у кого, кое у кого?
–Раздельно.
– По правописанию местоимений вас ожидает ещё одно задание. Это задание 14, где вам нужно различать местоимения и союзы, местоимения и наречия. Откройте ваши буклеты. Там есть подсказка по выполнению задания14, прочитайте и выполните тест, поставьте себе оценку.(Приложение 2.)
Работа с текстом.
–Вспомните,пожалуйста, что такое текст.
–Текст –это предложения,связанные по смыслу и грамматически. Предложения в тексте посвященыопределенной тематике, в тексте есть основная мысль.
–Как связываются предложения в тексте?
–Цепной и параллельной связью.
–Назовите средства связи предложений в тексте.
–Местоимения, лексический повтор, антонимы, синонимы.
–Итак, опять прозвучало слово местоимение.Задание 25 проверяет ваше умение работать со средствами связи в предложении. Откройте ваши буклеты, найдите задание 25.Прочитаем тексты и выполним задание.
–Проблематика этих текстов?
–Поднимается проблемасочувствия.
–Вспомните, в каких произведениях русской литературызвучала тема сочувствия, сострадания?
–Герой рассказа А. Куприна «Чудесный доктор» доктор Пирогов показывает пример сострадания, спасая от гибели семьюМерцаловых.
–Дина, героиня произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», несмотря на национальные различия, помогает солдату Жилину убежать из плена.
–Врассказе А.П. Чехова«Тоска» повествуется о старике Ионе, у которого умер сын. Ему хочется рассказать о своем горе кому-нибудь,но не нашлось такого человека. Иногда одного слова хватает, чтоб выразить свое сочувствие, облегчить горе человека.
–Вспомните Юшку А. Платонова, стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Два богача». В этих произведениях мы видим высшее проявление сочувствия.
–Подчеркните найденное местоимение и номер предложения. В этом задании проверяется ваше знание разрядов местоимений, ваше умение видеть, какое слово замещает местоимение из предыдущего предложения. Редактированиетекста. (Приложение2.)
– Осталось самое последнее задание, где вы должны показать ваши умения употреблять местоимения в письменной речи. Перед вами лежат отрывки из сочинений, где ученик допустил ошибки, попытайтесь исправить эти ошибки и объяснить.
- Рефлексия.
–Ребята, что у вас получилось хорошо, что еще вам нужно повторить?
– Как вы оценили свою работу на уроке?
- Домашнее задание
1).По фразеологическому словарю выписать фразеологизмы с местоимениями разных разрядов. 2).Выполнить задания ЕГЭ на виртуальном факультативе.
Комментарийлар