Логотип Магариф уку
Цитата: Кадерле сүз ишетсәң, аклың артыр (Утыз Имәни)

О выпускных сочинениях школьников в 2014–2015 учебном году

Тамара Скиргайло, Гульшат Ахбарова, профессора ИРО РТ, д.п.н.По распоряжению Президента РФ, в 2015 году сочинение будет возвращено в школы в качестве выпускного экзамена.Итоговые сочинения российских...

Тамара Скиргайло, Гульшат Ахбарова,
профессора ИРО РТ, д.п.н.

По распоряжению Президента РФ, в 2015 году сочинение будет возвращено в школы в качестве выпускного экзамена.


Итоговые сочинения российских школьников будут оцениваться по пяти критериям; эти критерии утверждены Рособрнадзором после одобрения Совета по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки РФ.


Утвержденные критерии позволят оценить сочинение по пяти параметрам:


1. Соответствие теме.


2. Аргументация. Привлечение литературного материала.


3. Композиция и логика рассуждения.


4. Качество письменной речи.


5. Грамотность.


Темы заранее опубликованы не будут. Публикуются лишь общие тематические направления. Направления разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения.


Вот эти направления:


1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова).


2. Вопросы, заданные человечеству войной.


3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.


4. Спор поколений: вместе и врозь.


5. Чем люди живы?


Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»


1. Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю.Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю.Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.


2. Темы второго направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).


3. Темы, сформулированные на основе третьей проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.


4. Темы четвертого направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).


5. Темы пятого направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).


Направление тем: «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)


Тема из предполагаемого обязательного направления «юбилей великого писателя или деятеля культуры»: подготовка к ней диктует необходимость углубленного изучения жизни и творчества упомянутой фигуры в течение первого полугодия как на занятиях по литературе (и другим предметам), так и во внеурочной деятельности, проведение школьных мероприятий и т.п.


Ниже представлены темы, которые, возможно, могут быть предложены для сочинения. Они использовались при обсуждении профессиональным сообществом. Официально темы закрыты для общественности и станут доступны только в день написания сочинения.


 1. "Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно..."


2. Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова


3. "Лермонтов и Кавказ", "Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ...", " То сердце, где кровь кипела..."


4. "А что такое счастие?" Тема любви в произведении М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"


5. ...Способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить...


6. «Я думал: жалкий человек»


7. Согласны ли вы с утверждением Печорина: "Один из друзей всегда раб другого?.."


8. "В наш век все чувства лишь на срок". Можно ли оценивать афоризмом М.Ю.Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?


9. Что в имени тебе моём?


10. "Большое видится на расстояньи". Антивоенный пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова "Валерик"


11. Имя Лермонтова на карте России


Направление тем: «Вопросы, заданные человечеству войной»


2014 год – год столетнего юбилея начала Первой мировой войны; грядущий, 2015 год – год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны – во всех этих войнах Россия (СССР) приняла активное участие, войны эти не только изменили границы и политический строй множества стран, но и задали целый ряд непростых, а иногда болезненных вопросов человечеству. Сегодня, когда, вопреки ожиданиям последних лет, по всему миру вновь разгораются военные конфликты, самое время еще раз задаться этими вопросами – вслед за русскими писателями и мыслителями XIX–ХХ века.


Ниже представлены темы, которые, возможно, могут быть предложены для сочинения. Они использовались при обсуждении профессиональным сообществом. Официально темы закрыты для общественности и станут доступны только в день написания сочинения.


1. Между жизнью и смертью


2. Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне


3. Дети и война


4. 891 день мужества ленинградцев


5. Мемориал – памятник с особым значением


6. "По ком звонит колокол"


7. Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?


8. Значение войн для государства и для человека


Направление тем: «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»


Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.


Ниже представлены темы, которые, возможно, могут быть предложены для сочинения. Они использовались при обсуждении профессиональным сообществом. Официально темы закрыты для общественности и станут доступны только в день написания сочинения.


1. Мир людей глазами мобильного устройства


2. "Живая" книга или Интернет!


3. Техника и человек в творчестве А.Платонова (в произведениях русских писателей)


4. Человек и космос


5. Плюсы и минусы бессмертия. "Бессмертная душа" Станислава Лема


Работа должна быть написана учащимся самостоятельно, а не скопирована из какого-либо источника.


На написание сочинения отводится 3 часа 55 минут. При этом экзаменуемым разрешается пользоваться орфографическим словарём.


Критерии №1 и № 2 являются основными.


Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к 2 «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» хотя бы по одному из других критериев (№3–№5).


При выставлении оценки учитывается объём сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350.


Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.


<…>

Полный вариант читайте в №11 журнала «Мәгариф» (ноябрь, 2014 г.) (в разделе «Электронная подписка»).


 Окончание.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Ишетми калмагыз

Аудиоязмалар

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


ТӘКЪДИМ ИТӘБЕЗ