Логотип Магариф уку
Цитата:

История развития системы дошкольного образования в Татарстане

Резеда ШАЕХОВА,заведующая отделением дошкольного и начального образования Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и переподготовки работников образования  КФУ, кандидат педагогичес...

Резеда ШАЕХОВА,


заведующая отделением дошкольного и начального образования Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и переподготовки работников образования  КФУ, кандидат педагогических наук, доцент


2017 год для представителей старшего поколения нашей страны считается юбилейным. 100 лет тому назад состоялась Октябрьская революция. С первых дней Советской власти Наркомом просвещения была разработана декларация «О дошкольном воспитании», с тех пор началась активная организация общественного воспитания детей дошкольного возраста.


Общественное воспитание стало государственной задачей. Провозглашенная большевиками идея должна была решать задачи всестороннего развития и коммунистического воспитания ребенка применительно к особенностям его возраста. Уже через год она нашла отражение в «проекте общественного дошкольного воспитания детей, составленном Казанским губернским отделом народного образования, в котором определялись лица и учреждения, ответственные за воспитание подрастающего поколения» [1]. Так, в воспитании ребенка до года главным ответственным лицом считалась мать. Когда ребенку исполнялся год, на время работы матери его можно было сдать в общественные ясли, а в три года – в детский сад. На этапе завершения дошкольного воспитания ребенка переводили в трудовую школу. Подобный проект лежал в основе создания государственной системы дошкольного воспитания детей и давал возможность женщине-матери участвовать в производственной и общественной деятельности.


Весной 1918 г. в Казани начинает работу дошкольная секция при культурно-просветительском отделе, которую возглавляла М.Я. Якубовская. Секция занималась устройством для детей рабочих стационарных детских садов, очагов, детских площадок и колоний. Колониями называли летние дачи для оздоровления детского организма. Детские площадки устраивались в парках города, сельские – на барских дачах. К работе на таких площадках привлекались учителя, а их помощниками были ученицы старших классов. Основным типом дошкольного учреждения должен был стать детский сад и очаг.


Осенью 1918 г. на заседании Коллегии отдела по просвещению Казанской губернии был поставлен и решен вопрос об организации мусульманских детских садов. Руководство ими было поручено инструктору дошкольной секции С.Г.Файзуллиной. Однако стоит указать на такой факт, что в первые годы создания сети общественных дошкольных учреждений городские детские сады в основном посещали русские дети. Детей коренной национальности в них почти  не было, на каждый детский сад приходилось по 1-2 ребенка. Что касается сельской местности, то распространение слухов о том, что у родителей будут отбирать и крестить детей в новую веру, потом отправлять в Москву, вызвало крайнее недоверие, что привело к отсутствию детей-татар в детских садах вовсе. Основанием для подобных слухов явился изданный некой организацией в Саратове декрет о «национализации женщин» и «обобществлении» детей. Хотя этот декрет объявили провокацией, он еще долго влиял на умонастроение людей.


К концу года было открыто 18 дошкольных учреждений, три из которых для детей татар: 12 детских садов в Казани, остальные - в уездах. Детские сады размещались в национализированных домах казанских промышленников, богатых баев, мулл, священников. На каждую воспитательницу приходилось 15 детей дошкольного и младшего школьного возраста (возраст детей строго не ограничивался). Что касается оборудования, то в них не было самого необходимого: посуды, игрушек, книг, детской мебели. Купеческая мебель приспосабливалась к росту детей, а для занятий ставились длинные столы и скамейки. Умывались дети из умывальника, а вытирались полотенцем, принесенным из дома. Основной пищей в детских садах были картофель, постный суп и немного хлеба. Мясо, молоко и жиры дети не получали вовсе. Они вынуждены были находиться в помещении в верхней одежде, так как помещения плохо отапливались. Первые детские сады работали всего 4-6 часов. Вечером в них шли занятия вечерней школы.


Сеть детских садов и очагов быстро развивалась, педагогические положения по организации их деятельности были общими. Продолжительность работы  очага  составляла 8-10 часов, поэтому в режим дня вносились третье кормление, дневной сон старших детей, тогда как в детском саду сон предполагался только для детей младшего возраста. Зачастую дети спали на полу, на матрацах, набитых соломой, не хватало одеял, подушек.


К 1920 году число дошкольных учреждений достигает 200. Стали открываться учреждения интернатного типа, детские сады для детей крещеных татар, мари и черемисов, продолжалась работа по открытию детских садов для детей мусульман.


Экономическое состояние страны было крайне тяжелым. Молодая республика Советов (25 июня 1920 г. состоялось провозглашение ТАССР – Татарской Автономной Советской Социалистической Республики) переживает тяжелый период голода. 1920 г. был неурожайным, а последующий засушливым. Страшную картину рисует телеграмма, пришедшая из Черемшан в ЦК помощи голодающим: «В Черемшанской волости Бугульминского уезда положение населения ужасное. Ежедневная смертность на почве голода составляет 50 человек. Трупы валяются, хоронить некому. Скот, собаки, кошки съедены. Установлен факт: родители съели трупы своих детей. Шлите продовольственную помощь для спасения населения»[2].


По республике на улице оказались десятки тысяч круглых сирот, появилась масса беспризорных. В целях спасения детей было принято решение эвакуировать их в другие губернии и города страны, менее пострадавшие от неурожая. Так, дети из Казани и близлежащих селений специальными санитарными поездами были  отправлены в Петроград и Тверь.


В отчете Н.Коноплева о командировке в г. Тверь читаем: «В самый последний момент в 8 часов вечера 7 сентября 1921 г. прибыло еще 50 детей, совершенно раздетых и разутых, на многих было лишь половина рубашки. Вдобавок ко всему этому шел мелкий осенний дождь и дул ветер. Эта группа посиневших от холода и голода детей, представляла собой жалкую печальную картину, тем более, что почти треть этих детей были дошкольного возраста, преимущественно трехлетки и пятилетки»[2]. Многие дети, будучи ослабленными, заболевали и умирали в пути или по прибытию к месту назначения. Среди отправленных 50% были дети-татары, 36% – крящены, 14% – русские.


В поиске выхода  спасения детей от голодной смерти в республике началась реорганизация детских садов в детские дома и дома ребенка. В большинстве из них отсутствовали необходимые условия. «Помещение довольно холодное, темное и сырое, с испорченными печами, потемневшими от сырости стенами, с отвисшими обоими», – читаем мы в отчете Н.М. Никитской о посещении детского дома №2 г.Казани. – Нужно удивляться тому, как дети в таком холодном  и нетопленном здании уцелели, не простудились, отделались только опухолью ручонок. Воспитательницы же, постоянно простужаясь, хворали, часто не выходили на дежурства, и потому еженедельные педагогические собрания проходили вяло. Намечаемая программа не могла выполняться» [2].


С осени 1923 г. возобновилась работа детских садов, но не было возможности содержать штат в таком количестве, в каком он существовал в первые годы Советской власти. Поэтому повсеместно в республике практиковалось объединение двух и более учреждений, вследствие чего сокращались штатные единицы. Частым явлением была задержка заработанной платы. Так,  в Лаишево работники получали всего 11 фунтов муки в месяц. Ничего их не удерживало, поэтому многие из них уходили на другую работу.


Уже к 1924 году были отмечены достижения в области дошкольного воспитания. Опытно-показательные детские сады были в Казани, Арске, Лаишево. На III Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию были поставлены задачи осуществления воспитания на родном языке, открытия национальных детских садов и национальных групп при школах не только на территории республики, но и за ее пределами, по развертыванию сети детских учреждений на селе. Для работы на летних площадках в сельской местности привлекались студенты Казанского педагогического техникума. На одну воспитательницу предусматривалось 30 детей из бедных и «средняцких» слоев населения. При площадке имелось помещение, где можно было спрятаться в ненастную погоду, примитивная мебель, бак для кипячения воды, ложки, кружки, а для проведения гигиенических процедур – ведра и умывальники. Для рисования использовалась оберточная бумага, вместо карандашей – уголь, для лепки – глина, для игр – ящик с песком, деревянные кубики, устраивалось коллективное чтение книг. Большое значение придавалось народным играм, по случаю окончания весенне-полевых работ проводился национальный праздник «Сабантуй». Проблема организации летних площадок на селе широко освещалась в прессе и на страницах журнала «Магариф».


Наращивание темпов в развитии сети дошкольных учреждений во второй половине 20-х гг. крайне остро поставил вопрос о его кадровом обеспечении. Подготовка педагогических кадров осуществлялась через систему краткосрочных курсов длительностью от 3 до 6 недель на базе 7-летнего образования. В детских садах оказалось много случайных людей, мало было представителей коренного населения. Началась складываться система плановой подготовки кадров.


В 1925 г. первым открывается татарское дошкольное отделение в Казанском педагогическом техникуме. Опыт работы татарского детского сада №35, который являлся его базой, был положен в основу обучения национальных кадров. Два работника этого учреждения прошли курсы обучения в Москве.


Уже в 1930 г. в стране была начата организация 13-ти дошкольных отделений при педвузах, в число которых входил и Казанский педагогический институт. На следующий год вместо 20-ти дошкольных отделений при педагогических техникумах было намечено открыть 190, причем с удвоенным количеством слушателей. Открывается дошкольный техникум в Буинске. Что касается обучения на курсах, то минимальным сроком подготовки кадров для этих лет признавалось 8 месяцев.


В 1935 году, к 15-летию  образования ТАССР, показательной являлась работа дошкольного отделения Казанского педагогического института, состав студентов татарской национальности которого достиг 72%. (Для сравнения: в 1921 г. среди студентов всего института татар было лишь только 3%). Надо признать, работа со студентами протекала в сложных условиях в виду отсутствия квалифицированных преподавательских кадров, владеющих татарским языком, а также наличия педагогической и методической литературы на татарском языке. Тем не менее, несмотря на имевшее место трудности, складывалась методика проведения лекционных и практических занятий, организация внеучебной деятельности студентов, обучающихся на татарском языке, что представляет интерес и сегодня.


Однако в 1936-1937 гг. набор абитуриентов на дошкольное отделение Казанского педагогического института был прекращен из-за принятия решения о его закрытии. Ликвидацию объясняли подрывной деятельностью врагов партии и народа, якобы имевшей место в вузе. В «список врагов» были зачислены все директора института, работавшие в период 1930-1936 гг., некоторые деканы факультетов, заведующие кафедрами, профессора и преподаватели, читавшие лекции по основным дисциплинам, исключены были два десятка студентов. Причина закрытия отделения лежала в объективных трудностях. Спустя два года было принято решение –  восстановить деятельность дошкольного отделения пединститута.


В предвоенные годы детские сады были практически переполнены. За два года первой пятилетки (1939-1940) особый размах получило развертывание в них социалистического соревнования. В порядке соревнования многие детские сады добились хороших результатов, наработанным опытом делились на страницах журнала «Дошкольное воспитание». В марте 1941 г. за выполнение государственного плана и высокое качество работы по воспитанию подрастающего поколения Бугульминскому отделу народного образования и татарскому детскому саду №6 г.Казани было вручено республиканское Красное знамя.


В тяжелые военные годы количество детских садов не только не сократилось, но и значительно возросло. Некоторые из них стали перепрофилироваться в интернаты, так как в город поступали эвакуированные и осиротевшие дети. Для них выделялось белье, одежда, обувь и мыло. Они были крайне напуганные. Услышав заводской гудок, прятались под стол, бежали искать бомбоубежище. Особенно боялись дети, эвакуированные  из Ленинграда.


«В годы войны существовала обязательная норма детского питания, уменьшение которой строго наказывалось. Все дети ежедневно получали молоко и рыбий жир. Чтобы сохранить жизнь и здоровье детям, воспитателям и родителям приходилось выезжать на заготовку овощей и дров. По  две недели они жили в лесу, питались плохо, а работали много. Приезжали из леса и снова в интернат. Круглосуточная работа не позволяла воспитателям по несколько дней возвращаться домой и видеть членов своей семьи» [3].


Воспитатели считали своим долгом писать письма родителям детей, которые были на фронте, сообщая об их здоровье и успехах. В письма вкладывались детские рисунки с изображением самолетов со звездами на крыльях, а вражеские - были объяты ярким пламенем. Педагогическая работа проводилась строго по плану. Работа воспитателей в эти военные годы служит ярким примером их преданности своему делу.


После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. Сеть дошкольных учреждений быстро развивалась, укреплялась их материальная база.


50-е гг. характеризовались вниманием к умственному развитию подрастающего поколения. В дошкольных учреждениях было введено обучение по Программе, обязательной для всей системы образования. Эта программа неоднократно дополнялась и уточнялась вплоть до 1979 года.  И лишь общественно-политические события конца 80-х гг. позволили внедрить в деятельность дошкольных образовательных учреждений  новую «Концепцию дошкольного воспитания» (В.В. Давыдов, В.А. Петровский).


Сегодня Республика Татарстан представляет собой один из наиболее развитых регионов России, об этом свидетельствует один из важнейших показателей – охват услугами дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 7 лет (70,3%). В 2010 году инициированная, Президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым, республиканская программа «Бәләкәч»  по ликвидации очерёдности в детские сады была  успешно реализована.


Говоря об обновлении содержания дошкольного образования нашего региона, нельзя не упомянуть о широкомасштабной республиканской программе – Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы. В её разработке приняли участие учёные республики, представители органов управления образованием, практические работники. Данная программа предусматривает обогащение детского развития  посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения русского и татарского языков.


Государственная программа «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 – 2020 годы» позволила разработать региональную образовательную программу дошкольного образования «Сөенеч» - «Радость познания» (2016), которая учитывает новую социокультурную и этнокультурную ситуации и отвечает требованиям стандарта дошкольного образования. Новый стандарт позволяет сохранить самоценность дошкольного детства и саму природу дошкольника. На сегодняшний день программа активно внедряется в образовательную деятельность детских садов региона.


Бесспорно, республике нужны национальные кадры. Требования к знанию двух государственных языков предъявляются не только к детям, но и педагогам. Все они отчетливо понимают, что освоение языка, национальной культуры, обогащение ее культурой народов совместного проживания позволит в дальнейшем понять мировую культуру.


Начинается внедрение профессионального стандарта. Жизнь диктует новые требования к педагогам, работающим в системе дошкольного образования.


Анализ  современной  ситуации  в  образовании  свидетельствует о том, что не так много педагогов владеют в полном объеме заявленными в Профстандарте компетенциями и являются носителями передовых педагогических практик. Профессиональный стандарт педагога нацелен на решение двух важнейших задач: повышение качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) и повышение квалификации работника дошкольного образования.


Выход из сложившейся ситуации один – пересмотреть современную систему педагогического образования, а также стимулировать повышение квалификации педагога на овладение им востребованными практикой дошкольного образования профессиональными компетенциями.


 


Литература



  1. Мардашова Р.С. Становление и развитие дошкольного образования в Татарстане: конец XVIII – середина XX в.: автореф. канд. дис. – Нижний Новгород, 2008.

  2. Мардашова Р.С. Становление и развитие дошкольного образования в Татарстане. Часть I (1782 – 1941 гг.): учебное поособие / Казан. пед. ун-т, 2004. – 272 с.

  3. Шаехова Р.К., Галеева Г.А. С заботой о подрастающем поколении // Магариф. – 2013. – №9. – С. 33 – 35.

  4. Шаехова Р.К. Нововведения в повышении квалификации педагогов дошкольного образования // Магариф. – 2017. – №2. – С. 3 – 6.


Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Ишетми калмагыз

Аудиоязмалар

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


ТӘКЪДИМ ИТӘБЕЗ