Логотип Магариф уку
Цитата:

Растения и животные Республики Татарстан и Чувашской Республики

(Внеклассное мероприятие для учащихся V – VI классов)Вера РАЗИНОВА, учитель биологии и  гимназии-интерната №34 г. Нижнекамска  Цель занятия: создание у учащихся информационной базы по флоре и фауне ЧР...

(Внеклассное мероприятие для учащихся V – VI классов)


Вера РАЗИНОВА,


 учитель биологии и  гимназии-интерната №34 г. Нижнекамска  


Цель занятия: создание у учащихся информационной базы по флоре и фауне ЧР и РТ; формирование экологической культуры учащихся; формирование гражданского и патриотического мировоззрения.


Задачи:


образовательные: познакомить учащихся с некоторыми видами растений и животных, обитающих на территории ЧР и РТ; рассказать о видах растений и животных, внесенных в Красную книгу; знать названия наиболее распространенных растений и животных своей местности на русском, татарском и чувашском языках;


развивающие: развивать логическое мышление, внимание, речь; развивать умение принимать самостоятельное решение;


воспитательные: помочь детям увидеть красоту своей малой Родины; воспитать любовь к природе; сформировать понятие о бережном отношении к природе; воспитание целеустремленности, организованности.


Оборудование: карточки с заданиями, проектор, мультимедийная презентация, ноутбук.


Форма занятия: игра-соревнование.


Предварительная подготовка:


Класс делится на 3 команды по жеребьевке и получает домашнее задание – придумать название и девиз команды и разработать проект для защиты представителя флоры или фауны, в честь которого названа команда.


Три ученика получили домашнее задание – выучить стихотворения на русском, татарском и чувашском языках о растениях, животных или просто природе.


Ход внеклассного мероприятия


Ι. Организационный момент


Учитель. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать вас в кабинете биологии на внеклассном мероприятии.


Сейчас перед вами выступят трое учащихся. Прослушав их сообщения, вы должны попытаться сформулировать тему нашего мероприятия. (Выступления учеников со стихами.)


Учитель. И так, ребята, как вы думаете, какая тема нашего с вами мероприятия? (Ответы учащихся.)


Учитель. Правильно. тема нашего мероприятия – «Животные и растения Республики Татарстан и Чувашской Республики». (Запись темы на доске.)


ΙΙ. Основная часть


Учитель. Сегодня мы с вами совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Ребята, а вы знаете, что такое экологическая тропа? (Учащиеся высказывают свои точки зрения.)


Учитель. Экологическая тропа – обустроенные и особо охраняемые прогулочно-познавательные маршруты, создаваемые с целью экологического просвещения населения через установленные по маршруту информационные стенды.


Наша тропа будет состоять из нескольких этапов, на каждом из которых вы должны будете выполнить определенное задание. Пройдя все этапы, вы приобретете определенный багаж знаний, которые в будущем сможете использовать в своей практической деятельности. Итак, начинаем наше путешествие.


1-й этап – «Представление команд»


Защита проекта об организме, в честь которого команды дали себе название.


2-й этап – «Разминка» (конкурс загадок о растениях)


Учитель поочереди читает загадки, отвечает та команда, которая первая поднимет руку. За правильный ответ – 1 жетон, равный 1 баллу. Если ответ правильный, то ученик берет картинку растения и приклеивает на лист ватмана на доске – сажает клумбу из цветов.



  1. Не зовёт на перемену


И обратно на урок.


Потому что это просто


Голубой лесной цветок. (Колокольчик – шăнкрăвкурăкĕ – кыңгырау чәчәк.)



  1. Белым шариком пушистым


Я красуюсь в поле чистом.


Дунул лёгкий ветерок –


И остался стебелёк. (Одуванчик – кукасапуçтузганак.)



  1. На кустах в саду растёт,


Запах сладкий, словно мёд.


Но нередко льются слёзы


Тех, кто рвёт их. Это – … (роза – роза – гөлчəчəк).



  1. Стоит в саду кудряшка –


Белая рубашка.


Сердечко золотое.


Что это такое? (Ромашка – салтактýми акчəчəк.)



  1. Первым вылез из темницы


На проталинке.


Он мороза не боится,


Хоть и маленький. (Подснежник – çеçпĕл умырзая.)



  1. В платье зелёном


И шапочке красной


Степь украшаю


Нарядом атласным. (Мак – мăкăнь мəк.)



  1. Красивые цветочки


Расцвели в саду.


Запестрели красками –


А осень на носу. (Астра – астра кашкарый.)



  1. Их в Голландии найдёте,


Там везде они в почёте.


Словно яркие стаканы


В скверах там растут …(тюльпан – тюльпанлалə.)



  1. Даже ночью муравьишка


Не пропустит свой домишко:


Путь-дорожку до зари


Освещают фонари. (Ландыш – лантăш – энҗе чәчәк.)


3-й этап – «Узнай по голосу и описанию»


Учитель. Большую роль в жизни людей, в т. ч. чуваш и татар, играли и играют птицы. Когда человек слушает пение птиц – он отдыхает, душа радуется. Я предлагаю вам прослушать голоса и описания птиц и определить, что это за птица, встречающаяся на территории РТ и ЧР.



  1. Эта птица издает звуки, похожие на смех человека. (Звук.) Хорошие охотники. Многоядны. Могут нападать на жертву и на земле и в воздухе. Известны нередкие случаи, когда сам охотник погибает при нападении на крупную добычу – кабаргу, хорька, куницу. Удачной охоте помогают бесшумный полет, маскировочная окраска, хорошее ночное зрение. Лапы покрыты перьями. На голове имеются ушки из перьев. (Филин – ӳхĕ – байгыш.)

  2. Эта птица своей песней раньше всех извещает о приходе весны. (Звук.) Эти птицы очень разумны; американские ученые доказали, что они могут решать логические задачи, соответствующие уровню развития пятилетнего ребенка. Эти птицы образуют одну пару на всю жизнь. Самки очень придирчивы при выборе партнера, ищут в нем определенные черты или качества. А самцы очень преданы «супруге» и детям. При надвигающейся опасности, они могут бросать камни из гнёзд прямо на людей, самцы могут даже пожертвовать собой ради спасения семьи. Эти птицы также считаются одними из самых озорных и игривых, они любят гонятся за кошками и собаками и хватать их за хвосты. (Серая ворона – улакурак – соры карга.)

  3. Песня этой птицы очень красива, они могут выводить очень замысловатые трели и даже могут подражать голосам других птиц и животных. (Звук.).Эта птица зимует в Африке. Считается символом у поэтов. В городе Курск есть музей этой птицы. Астероид Люциния назван в честь этой птахи, так как латинское название птицы Luscinia. На Востоке пение этой птицы считалось предвестником счастья, поэтому эти птицы жили во дворцах вельмож и императоров. (Соловей – шăпчăк – сандугач.)


4-й этап – «Пантомима»


Учитель. Издавна чуваши и татары интересовались природой, окружающих их, и слагали стихи, сказки и басни про растения и животных. Много игр чуваш и татар посвящены животным. Я вам тоже предлагаю немного отдохнуть и поиграть. От каждой команды поочереди выходят по 1 игроку, который получает карточку с названием животного. Вслух не произносит. Далее он жестами, поведением должен объяснить, что это за животное. Если его команда не угадает, то право ответа будет принадлежать соперникам, кто первый поднимет руку.



  1. Медведь – упа – аю.

  2. Волк – кашкăр – бүре.

  3. Заяц – мулкач – куян.


Физкультминутка (игра «Птицы»)


Игроки выбирают лису и птицу, остальные – птенцы. Птица учит птенцов летать. Птенцы повторяют движения за птицей. Птенцы, летая, говорят слова:


Не боюсь и не дрожу,


Смело крыльями взмахну –


И поэтому на землю


Никогда не упаду.


Неожиданно появляется лиса. Птица подаёт сигнал: «Лиса!». Птенцы садятся и замирают.


5-й этап «Краснокнижники»


Учитель. Ребята, а вы знаете, что такое Красная книга и почему она красная? (Ответы учащихся.)


Учитель. Красная книга – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Все, кто занесен в Красную книгу, находятся под охраной закона. За уничтожение видов – краснокнижников последует уголовная ответственность. Сам красный цвет в природе – это сигнал опасности. И уже сам цвет этой книги предупреждает, что виды исчезают и их надо беречь.


Красная книга была создана из-за массового истребления многих особей. Строительство заводов и других промышленных объектов, освоение все новых и новых территорий, браконьерство привели к тому, что многие виды растений и животных уже исчезли с лица Земли (тур, дронт, квагга, тасманский волк, бескрылая гагарка, европейский лев, стеллерова корова, странствующий голубь и др. – эти виды составляют черную книгу животных).


Впервые о создании Красной книги заговорили в 1948 году на международной конференции в Фонтенбло. Организация под названием «Международный союз охраны природы и природных ресурсов» занялась обнаружением редких и вымирающих животных и растений. Специалисты на протяжении 14 лет составляли список редких видов. Первая версия Красной книги вышла в двух томах в 1963 году. Первый том содержал информацию о 211 видах млекопитающих, второй – 312 видах птиц. Следующее издание, вышедшее в 1966 –1971 гг., состояло из трех томов и содержало также сведения о земноводных и пресмыкающихся.


Красные книги бывают различного уровня – международные, национальные и региональные.


В Татарстане и Чувашии также многие представители флоры и фауны находятся на грани исчезновения. Охраняемый список Татарстана включает в себя 595 видов растений, грибов и животных (включая 214 видов животных). В 2001 году была издана 1-я часть I тома Красной книги Чувашской Республики, посвященный растениям и грибам. В неё включены 243 вида и 1 подвид растений и грибов. В 2011 году была издана 2-я часть I тома, посвященная животному миру Чувашии. В него включены 290 видов животных (161 вид беспозвоночных и 129 видов позвоночных), в том числе: 72 вида птиц, 35 видов млекопитающих, 17 видов рыб и рыбообразных, 93 – чешуекрылых насекомых, 32 – жесткокрылых, 20 – перепончатокрылых.


А теперь, ребята, вам слово. Домашним заданием у вас было приготовить проектные работы о представителях Красных книг Татарстана или Чувашии. За домашнее задание вы можете заработать по 5 баллов. (Учащиеся выступают с защитой домашних проектов.)


Учитель. Молодцы, ребята. А как вы считаете, что нужно делать нам с вами, государству, чтобы охранять природу? (Учащиеся выдвигают свои версии.)


6-й этап – «Всезнайка»


Учитель. Конкурс «Всезнайка» будет посвящен мифологии чувашей. Во многих мифах, рассказывающих о происхождении животных, растений, предполагается, что они когда-то были людьми. В народной поэзии сохранилось представление образов деревьев в виде родственников, женщины или мужчины. С животными и птицами у чувашей было связано много поверий. Я вам предлагаю поучаствовать в викторине, в которой за каждый правильный ответ вы сможете получить по 1 баллу. Отвечает та команда, которая первая поднимет руку.


Вопросы



  1. Это дерево самое крепкое, долгоживущее, с красивыми могучими ветвями, по мнению предков, атте (мой отец). Из этого дерева делали фундаменты домов и особо ответственные постройки. (Дуб – юман – имән.)

  2. Эти животные по мнению чувашей получаются из детей-сирот. Они часто сидят на вершинах холмов и, закрыв лапками глаза, плачут. Их нельзя обижать и тем более убивать. (Сурок сăвăр – байбак. )

  3. Это дерево – анне (мама). Это красивое дерево с мягкой древесиной приятного золотистого цвета, из нее изготавливают всю посуду. Весной цветки этого дерева источают аромат, пчёлы собирают с них мёд. (Çăка – липа юкә.)

  4. Эта птица по мнению древних чувашей наделяет маленьких детей даром речи. Ловить или обижать её было большим грехом. Если эта птица вьет гнездо в сарае или около дома – то это считалось счастливой приметой. (Ласточка – чĕкеç – карлыгач.)

  5. Любимое дерево в чувашской деревне, его часто высаживали около дома. Ассоциировали это дерево с младшей сестрой. (Ветла – йăмра – өянке.)

  6. Священная птица чувашей. Чуваши верили, что если эту птицу запрячь в плуг и вспахать какое то место, то можно найти сокровище. (Петух- автан, алтан – әтәч.)

  7. Веселые деревья, растущие всегда группами. Плоды этого дерева очень любят есть дети. Ассоциировались у чувашей с младшим братом. (Орешник – шĕшкĕ – чикләвек куагы.)

  8. Животное, символизирующее у чувашей мудрость. (Ёж – чĕрĕп – керпе.)


7-й этап – «Музыкальная пауза»


Учитель. Ребята, в предыдущем задании вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем. Вы должны вспомнить русские, чувашские и татарские песни, в которых встречаются названия растений и животных. (Команды поочереди поют, кто последний – тот победил в этом конкурсе.)


Учитель. На этом наши конкурсы закончились, сейчас жюри подсчитает баллы и объявит победителя.


(Жюри подсчитывает баллы и подводит итоги. Учитель оглашает результаты и проводит награждение.)


Учитель. На этом наше путешествие по экологической тропе завершается. Я очень надеюсь, что вы многое узнали и вам понравилась прогулка.


Оцените свое настроение на мероприятии: если вам понравилось – то возьмите птичек и посадите их на крону дерева. Если вам не понравилось и вы не довольны результатами игры, то возьмите крота и заройте его в землю под деревом. Если вам все происходящее на мероприятии было безразлично и никаких эмоций вы не испытали – то поставьте человечка под дерево на землю.


Всем спасибо! До новых встреч!


Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Ишетми калмагыз

Аудиоязмалар

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


ТӘКЪДИМ ИТӘБЕЗ