Фразеологизмы – «жемчужины русской речи»
Рамзия Хадиева,учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Нурминской средней школы Балтасинского районаАйгуль Шакирова,учитель русского языка и литературы I квалификационной...
Рамзия Хадиева,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Нурминской средней школы Балтасинского района
Айгуль Шакирова,
учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Нурминской средней школы Балтасинского района
Фразеология – одно из самых ярких средств языка, «жемчужина русской речи». Фразеология и фразеологически связанные значения слов занимают особое место в формировании русской речи учащихся. В то же время правильное употребление в речи предусмотренных программой фразеологизмов связано с большими трудностями.
Основные трудности в практическом усвоении фразеологизмов русского языка обусловливаются непониманием смысла фразеологизма, неправильным употреблением фразеологизма в предложении. Уместно употребленные фразеологизмы оживляют и украшают как устную речь, так и литературно-художественные произведения. Наверно поэтому проблема изучения фразеологии в средних классах является актуальной в настоящее время.
При изучении фразеологических оборотов эффективными формами внеклассных занятий, на наш взгляд, являются: занятия кружка, вечера, викторины. Предлагаем вашему вниманию примерное содержание внеклассного мероприятия по русскому языку в рамках «Недели русского языка и литературы».
1. Вступительное слово учителя.
Учитель может начать вступительное слово с чтения забавных случаев из книги К.Чуковского «От двух до пяти». Учитель подчеркивает, что в основе этих случаев, о которых рассказывает К.Чуковский, лежит сложное и интересное явление русского языка, называемое фразеологическим оборотом, и приводит примеры: не успеешь оглянуться – скоро, бить баклуши – бездельничать, как без рук – беспомощный и т.д.
2. Характерные черты фразеологизмов.
Далее учитель рассказывает о характерных чертах фразеологических оборотов: воспроизводимость – они не создаются каждый раз говорящим, а припоминаются им целиком в том виде, в каком они всегда употребляются; невозможность замены компонентов – если в фразеологическом обороте бить баклуши заменим одно из слов – бить … стекло, то фразеологизм разрушается и превращается в свободное сочетание слов. Отмечается, что фразеологические обороты имеют постоянное, закрепленное за ними лексическое значение (за тридевять земель – очень далеко, точить лясы –болтать, бить баклуши – бездельничать), что некоторые из них являются одним членом предложения, поэтому их легко заменить одним словом (как пить дать – наверняка). Большинство фразеологизмов на другие языки дословно не переводятся.
Далее подчеркивается, что одной из характерных черт многих фразеологических оборотов является их образно-переносный смысл, который и отграничивает их от свободных сочетаний слов. В качестве примера можно рассказать об истории фразеологизма казанская сирота.
Казанская сирота
В 1552 году войска Ивана Грозного взяли столицу Казанского ханства – город Казань. Чтобы держать в покорности ее население, приходилось изыскивать разные способы. Поэтому русские власти старались привлечь на свою сторону, в первую очередь, татарскую знать, князей – мурз. Многие князья, стремясь сохранить свое положение и богатство, охотно шли навстречу новой власти. Они принимали христианскую веру, получали от царя подарки и отправлялись в Москву, чтобы быть в числе царской свиты.
Таких людей народ стал насмешливо называть казанскими сиротами: при дворе они прибеднялись, стараясь получить как можно больше наград и «жалованья».
Казанский сирота – человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей. Например, Она у нас сердобольная, чувствительная, так я на жалость ее маню, казанским сиротой прикидываюсь. (А.Островский.) Этот фразеологический оборот чаще всего употребляется в единственном числе.
Сообщения учащихся о происхождении фразеологических оборотов семь пятниц на неделе, на лбу написано.
3. Вопросы-шутки.
1) В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями? (Они ненавидели друг друга.)
2) Есть ли ноги у газеты, книги? (Есть, когда их держат «вверх ногами».)
3) В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Знать как дважды два.)
4) Есть ли у земли лицо? (В фразеологизме стереть с лица земли.)
5) Может ли вопрос заболеть? Есть ли у него ребро? (В фразеологизмах больной вопрос, поставить вопрос ребром.)
6) Какой глухой звук надо заменить звонким в сочетаниях слов, чтобы превратить их в фразеологизмы? («сорвать голос», «забить гол»).
7) В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? («Делать из мухи слона».)
8) Из какой поговорки можно заключить, что дрова заготовляют не в лесу? («Кто в лес, кто по дрова».)
4. Работа со словарями.
Задание 1. Пользуясь толковыми и фразеологическими словарями, выписывайте из них фразеологизмы со словами нос, рука и выясните их значения.
Задание 2. Объясните значение фразеологических оборотов, встречающихся в баснях И.А.Крылова, подберите к ним синонимы.
1) Мартышка к старости слаба глазами стала:
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала:
Вертит очками так и сяк. («Мартышка и Очки»)
2) Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова,
И у кого, что силы стало. («Музыканты»)
5. Занимательный материал.
• О ком можно сказать, употребляя меткие выражения крыловских басен?
1) «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» (о человеке, который берётся не за своё дело).
2) «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» (о человеке, который других осуждает, а своих недостатков не замечает).
3) «Слона-то я и не приметил» (о человеке, который обращает внимание на пустяки, но не замечает главного).
• Назвать фразеологизмы, образованные в наши дни (новое политическое мышление, тактика ускорения, нестандартно мыслить, искать развязки).
• Кто быстрее определит значение пословиц и поговорок из словаря В.Даля:
Бритва скребет, а слово режет. Говорят, слово слову костыль подаёт.
6. Игра «рисунки-подсказки».
С помощью учащихся заранее готовятся карточки с изображением различных предметов, например, нож, коса, вилы, корыто, нога, рука, палец, глаза, уши, нос, белка, гусь и др. Рисунки должны напомнить учащимся фразеологизмы, в которых эти предметы упоминаются: нож – быть на ножах с кем-либо, пристать с ножом к горлу и др.
Ведущий показывает рисунок, предлагая назвать соответствующие фразеологизмы. Если ученики затрудняются, ведущий даёт его краткое определение (например, не обратить внимания на то, что говорят – пропустить мимо ушей).
Тот, кто вспомнил нужный фразеологизм, поднимает руку, называет его и по требованию ведущего составляет предложение или краткий рассказ с описанием соответствующей ситуации. За правильно названный фразеологизм засчитывается очко, за удачное предложение или рассказ – дополнительное очко.
7. Ребус «Прочти пословицу».
По кругу вписана пословица. Чтобы её прочитать, надо отыскать букву, с которой она начинается, и читать по ходу часовой стрелки, пропуская всё время две буквы. Учащимся можно подсказать одно или два первых слова пословицы.
Пословица: Летний день год кормит.
8. Ситуативные упражнения.
1) Представьте себе: вы встретили друга. Он спросил вас о жизни. У вас дела идут хорошо. Ответьте ему, употребляя выражения всё в порядке, пожаловаться не на что.
2) Как вы ответите, если дела идут и не хорошо, и не плохо?
3) Ответьте на вопрос товарища: «Что нового?», употребляя выражения ничего нового, ничего особенного.
4) Составьте диалог с товарищем
в том случае, если дела идут не очень хорошо. Употребляйте и фразеологические обороты из рук вон плохо, лучше не спрашивай, хуже не придумаешь, хуже некуда (по выбору).
5) Вы неожиданно встретили подругу. Сильно удивились. Составьте диалог (или монолог), употребляя следующие выражения: кого-кого, но тебя встретить не ожидала; приятная встреча, какими судьбами, вот так встреча.
6) Охарактеризуйте ситуации, в которых могут употребляться выражения: добрый вечер, добрый день, спокойной ночи, доброй ночи; будьте добры, будьте любезны; как вы смотрите на то…, вы не против того, чтобы…, не будешь ли ты против того, чтобы…; какие могут быть сомнения, можешь не сомневаться.
9. Игра «Кто больше».
Ведущий вслух медленно читает предложения, учащиеся записывают встречающиеся в них фразеологизмы. Выигрывает тот, кто сумеет объяснить их значение. Можно пользоваться словарями.
Литература.
1. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
2. Журнал «Русский язык в школе». – 2006. – №5.
3. Русча-татарча фразеологик сүзлек. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1959.
4. Словарь фразеологизмов. – М.: РИПОЛ классик, 2014.
Все материалы №10, 2015.
Комментарийлар