Как я осуществляю коррекционно-образовательную деятельность?
(Математика. III класс)Гюзель БАГАВИЕВА, учитель начальных классов высшей квалификаөионной категории, дефектолог Нижнекамской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровьяВ классе,...
(Математика. III класс)
Гюзель БАГАВИЕВА,
учитель начальных классов высшей квалификаөионной категории, дефектолог Нижнекамской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья
В классе, где я осуществляю коррекционно-развивающую образовательную деятельность, дети с нарушениями слуха – неслышащие и слабослышащие. Дети разнородны по своему психическому развитию, но у большей части класса наблюдаются недостатки развития познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это во многом обуславливает трудности в обучении детей моего класса. Обогащение содержания учебной работы системой коррекционно-развивающих заданий и упражнений позволило мне значительно повысить уровень усвоения детьми знаний. Понимая, что только при правильно организованных условиях обучения ребёнок сможет реализовать имеющиеся у него интеллектуальные возможности, я стала включать в каждый урок задания на коррекцию и развитие познавательных процессов.
Проведение коррекционных упражнений в начале урока способствует концентрации внимания, настраивает учащихся на активную интеллектуальную работу. Проведение коррекционных мероприятий в середине урока предотвратит падение работоспособности, повысит мотивацию к занятиям за счёт смены деятельности и наличия игрового момента.
Вниманию читателей журнала предлагаю урок математики в III классе с коррекционно-развивающими заданиями.
Тема. Километр.
Цели:
– подвести учащихся к выводу новой меры длины – километр (км);
– закреплять знания геометрического материала и нумерации чисел, умения решать задачи, навыки устных вычислений;
– корригировать мыслительную деятельность учащихся на основе упражнений в сравнении, анализе, обобщении и восприятии пространства на основе упражнений в вычленении фигур; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: рисунки эмоциональных состояний человека, пособие к устному счёту «Человечки», рисунок «Кораблик»; карточки для самопроверки, с мерами длины и времени, карточки-«помощницы», сигнальные карточки; пособие «Яблоня», метр, палочки, опора «Меры длины».
Ход урока
- Организация начала урока
– Ребята! Начинаем урок математики.
- Эмоциональный настрой. Какое настроение выберем?
– В таком случае у меня к вам просьба: подарите мне свои улыбки. Спасибо! Ведь улыбка располагает к приятному общению.
- Артикуляционная зарядка.
а) работаем «языком» (влево, вправо, вверх, вниз, «слизывание варенья»);
б) произношение гласных звуков: а-а-а! о-о-о!
– плачет маленький ребёнок: у-а, у-а!
– воет голодный волк в лесу: у-у-у!
- Постановка цели урока
- Мотивация к учению: самооценивание в конце урока по «Яблоне».
- Узнаем новую единицу измерения.
III. Актуализация опорных знаний
- Коррекция логического мышления на основе устного счёта.
– Разгадайте правило, по которому записаны числа. Вставьте числа в пустые «окошки».
- Повторение знаний нумерации.
– Запишите самостоятельно выражения и найдите их значения:
а) наибольшее двузначное число увеличить на 4;
б) наибольшее трёхзначное число уменьшить на 90;
в) наименьшее трёхзначное число уменьшить в 2 раза;
г) наименьшее четырёхзначное число уменьшить на 100.
Проверка: поэтапно (устно + демонстрация учителем карточки для самопроверки).
- Повторение единиц измерения длины:
– Какая мера длины связана с числом 100? Почему? (1 м = 100 см)
– Прочитайте: какая мера (единица измерения) лишняя? Почему?
см дм мин. м (Учитель убирает лишнюю карточку.)
– Как расположены эти меры? (В порядке возрастания.)
– Докажите это: покажите (примерно) 1 см 1 дм 1 м
- Изучение нового материала
- Объяснительная беседа.
– Какая мера длины подходит при измерении? Вставьте пропущенную карточку.
Мера комнаты – 5 ...
Длина спичечного коробка –5 ...
Длина крышки парты – 14 ...
Длина автомобильной дороги от Нижнекамска до Казани – 274 ...
(Дети делают вывод, что известные измерения больших расстояний, нужна новая – км.)
– Действительно, для измерения больших расстояний нужна новая большая мера длины. Это – километр. Сокращённо пишут: км
– Километр в тысячу раз больше метра. Что значит: в 1000 раз больше?
– Сколько же метров содержится в 1 километре? (1 км = 1000 м) –
– Почему? (1x1000, по 1 м повторить 1000 раз.)
1 км = 1000 м
– Слово «километр» – иностранное. Оно пришло из греческого языка. «Кило» означает по-гречески «тысяча».
1000 метр – КИЛОметр
- Уточнение понятия «километр»
Устно:
– Сколько раз нужно отмерить по 100 м, чтобы получить 1 км? (Если будут разные ответы, сосчитать по картине.) Почему?
– Длина шага взрослого мужчины – 1 м. Сколько шагов он должен сделать, чтобы пройти 1 км? Почему?
Физминутка.
- Закрепление
- Назовите наибольшую меру длины. Назовите остальные меры длины в порядке убывания.
- Сравнение мер длины.
Все меры длины можно сравнить
10 см * 1 м
3 м 05 см * 350 см
1 м * 10 дм
1 км * 999 м
(Задание выполняется на доске и в тетрадях. Ребята на местах работают с сигнальными карточками.)
- Где в жизни мы можем встретиться с такой мерой длины – км?
- Задача №28 на с.184. (Разбор: от вопроса. Краткая запись только на доске: в виде чертежа. Решение: самостоятельно. Для «слабых» – карточка «помощница». Проверка.)
- Коррекция восприятия пространства на основе геометрического материала.
– Сколько треугольников привёз кораблик?
– Какие еще геометрические фигуры вы видите?
Зрительная гимнастика.
– Сейчас мы начертим геометрическую фигуру. Какую? Вы должны угадать по загадке:
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад:
А зовут его ...(квадрат).
– Выберите нужную фигуру, с чем мы сегодня будем работать? (Квадрат.) (Дети на ощупь угадывают, что у них в руках. Геометрические фигуры закрыты платком. Элемент методики М.Монтессори.)
– Начертите квадрат, периметр которого равен 16 см.
– Объясните, как рассуждали?
- Преобразование фигур. (Дети работают с палочками.)
– Переложите 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, смотрела в другую сторону.
- Итоги урока. Оценивание
– Что нового узнали на уроке? Что дал вам этот урок?
(Дети выходят к доске и берут «яблочко» с отметкой.)
– Всем большое спасибо за работу.
Комментарийлар