Логотип Магариф уку
Цитата: Кадерле сүз ишетсәң, аклың артыр (Утыз Имәни)

Вклад советских ученых-химиков в дело победы над фашизмом

70-летию Великой Победы(Исследовательская работа)Алсу ШАМСУТДИНОВА,учитель химии и биологии средней школы № 68 г. КазаниЦели. Исследовать и познакомить учителей и учащихся школ с вкладом ученых-химико...

70-летию Великой Победы
(Исследовательская работа)
Алсу ШАМСУТДИНОВА,
учитель химии и биологии средней школы № 68 г. Казани

Цели. Исследовать и познакомить учителей и учащихся школ с вкладом ученых-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, показать глубокий патриотизм, героизм людей науки. Как можно шире понимать, осмысливать события, факты в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.


9 Мая – День Победы советского народа над гитлеровской Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. 69 лет прошло с того незабываемого исторического дня, когда отгремели последние выстрелы войны с ненавистным врагом, и настал долгожданный день великой Победы. Этот день стал для каждого советского человека большим и волнующим праздником, праздником безграничной гордости за нашу героическую, овеянную боевой славой армию, за могучую несокрушимую Родину, оплот мира и прогресса на Земле.


Грандиозна и величественна победа, которой добился наш народ в Великой Отечественной войне, но путь к ней был трудным и долгим. Война была самым тяжелым периодом в жизни советских людей.


Особенно тяжелым сложилось для Родины начало Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 г. фашистские полчища вероломно, без объявления войны напали на Советский Союз, захватили часть территории и начали продвигаться вглубь страны.


Над Родиной нависла смертельная опасность. Необходимо было быстро и решительно перестроить всю работу страны на военный лад, укрепить тыл, организовать всемерную помощь армии, обеспечить пополнение ее рядов. В целях объединения усилий фронта и тыла был создан Государственный комитет обороны (ГКО), который сосредоточил в своих руках всю полноту власти в стране, военное и хозяйственное руководство.


По специально разработанному военно-хозяйственному плану началась быстрая перестройка промышленности, транспорта, перемещение предприятий из прифронтовой полосы и ввод их в действие, строительство новых заводов, шахт, рудников, перераспределение людских резервов и материальных ресурсов, подготовка кадров рабочих, мобилизация сельского хозяйства на обслуживание нужд войны. В кратчайший срок (с июля по ноябрь 1941 г.) с прифронтовых районов на восток страны было эвакуировано более 1360 крупных предприятий и свыше 10 млн человек.


В это время на Урале, в Западной Сибири, Казахстане, Средней Азии прибывших людей встречали местные советские и хозяйственные организации. Вместе с представителями ГКО они быстро, оперативно решали вопросы размещения эвакуированных заводов, обеспечения их рабочей силой и материального благоустройства прибывших рабочих.


В результате огромных усилий уже к декабрю 1941 г. работа промышленности наладилась, было приостановлено падение производства.


Именно этим объясняется тот факт, что в тяжелые годы Великой Отечественной войны советская наука была способна успешно решать сложнейшие задачи, которые предъявлял к ней фронт.


Понимая нависшую угрозу уничтожения мировой цивилизации и огромную роль советского народа в борьбе с фашизмом, передовые ученые многих стран заверили о своей полной поддержке в борьбе с гитлеризмом. «Мощь науки и культуры в наших двух странах, – писал тогда президент Королевского общества Н.Дэйл, – и решимость защищать свою свободу помогут сокрушить варварское нападение и силы зла, которые пытаются нас сокрушить».


С сознанием величайшей исторической ответственности с самого начала войны, каждый советский человек отдавал всю энергию, волю и свои знания для победы над ненавистным врагом. Неоценимый вклад в дело победы над фашизмом внесли и наши ученые. На фронтах Отечественной войны сражались десятки тысяч представителей науки, показывая, как и другие воины Красной Армии, замечательные образцы мужества, стойкости и преданности Родине. Многие ученые продолжали настойчиво трудиться в своих лабораториях, подчинив научные исследования нуждам фронта.


Наши ученые самых разных специальностей с честью выдержали ответственный экзамен на техническую зрелость. В суровые дни военных испытаний труд советских ученых, в т.ч. ученых-химиков, вошел в историю как выдающийся подвиг в защиту Родины.


Вместе с рабочими и инженерно-техническими работниками ученые-химики обеспечили бесперебойное снабжение фронта военной техникой и боеприпасами, создавали новые виды вооружения, разрабатывали и внедряли в производство более совершенные технологические процессы, изыскивали новые источники сырья, топлива и т.д. По справедливому замечанию академика С.Вавилова, почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты – все это несло на себе отпечаток предварительной научно-технической мысли и обработки.


Важное значение для мобилизации научных сил страны на разгром фашистских захватчиков имело личное обращение в первые недели войны академиков А.Баха, Н.Зелинского, А.Фрумкина, членов-корреспондентов АН СССР С.Наметкина и С.Вольфковича к Советскому правительству. Ученые поставили вопрос о необходимости неотложной координации усилий отдельных химиков и научных коллективов страны для защиты  Отечества, для нужд обороны. Патриотическая инициатива виднейших химиков получила полнейшую поддержку. Вскоре был организован научно-технический совет в составе авторов обращения и других крупных ученых.


Многие сотни ученых, преподавателей вузов и средних школ, инженеры, техники и врачи со всех концов страны присылали свои проекты и предложения, могущие быть полезными для военных целей. Каждый советский патриот стремился внести свою лепту в общее дело укрепления обороноспособности страны. Среди этого потока писем было и немало важных научно-технических идей, сыгравших исключительно большую роль в разгроме врага. Они способствовали созданию новых видов взрывчатых веществ, специальных сплавов и ракетных снарядов, новых конструкций танков и самолетов, медикаментов, замене дефицитного сырья и материалов более доступными и экономичными, интенсификации технологических процессов и т.п. К числу важных работ того времени относится начало исследований по практическому использованию атомной энергии, которые возглавлял И.Курчатов.


Лозунг «Все для фронта, все для победы!» с первых дней войны стал ведущим в работе каждого советского ученого. Обстановка не допускала ни малейших элементов застоя, она учила подвижности, маневренности, умению преодолевать трудности. Война потребовала грандиозного количества разнообразных видов стратегического сырья. Необходимы были новые металлы и сплавы для авиации и танков, для прожекторов, для осветительных ракет и факелов, текстильные изделия и многочисленные химикалии: каустическая сода, минеральные соли, лаки и краски; в большом количестве требовался каучук, карбид кальция и т.п.


В исключительно сложных условиях военного времени наши химики находили новые источники сырья, новые виды химических продуктов, разрабатывали новые технологические методы.


О масштабности успехов химической науки свидетельствует тот факт, что за выдающиеся научные работы и изобретательства, выполненные в суровые годы войны, многие химики были удостоены звания лауреатов Государственных премий. Среди них один из блестящих деятелей советской науки академик А.Фаворский – автор нового способа получения каучука. Вместе со своими учениками он разработал важный метод получения виниловых эфиров, необходимых для производства целого ряда продуктов, нашедших широкое применение в оборонной промышленности. Несмотря на свои 84 года, академик А.Фаворский продолжал руководство своими учениками. «Мы переживаем время, когда нужно работать и работать … не щадя остатков своих сил», – говорил в то время ученый. Высокую оценку получили оригинальные исследования И.Назарова по синтезу многочисленных новых производных винилацетилена, использованных в оптической, машиностроительной и других отраслях промышленности в качестве клеев. Применение этих клеев позволило скреплять в любых условиях металл с металлом, с деревом, стеклом, пластмассами и другими материалами.


В блестящей плеяде советских химиков, научный вклад которых в области биохимии был высоко оценен правительством, мы встречаем академика А.Баха, академика Н.Курнакова, отмеченного за классические исследования по физической химии, и академика В.Хлопонина – за труды в области радиоактивных веществ. Замечательные открытия и изобретения нашедшие применение в военном деле, связаны с именами академиков А.Порай-Кошица, А.Теренина, членов-корреспондентов АН СССР В.Челинцева, В.Кондратьева и др.


Исключительно важное значение для ведения эффективных боевых действий для разгрома гитлеровских захватчиков, уничтожения живой силы и техники ненавистного врага имели изобретение советских ученых, направленные на производство более мощных взрывчатых веществ, которые затем нашли применение при производстве боеприпасов, необходимых для снабжения частей, сражавшихся на фронте.


Это далеко не полный перечень выдающихся достижений химической науки и техники, удостоенных Государственной премии.


При подведении первых итогов научной работы в вузах (январь 1942 г.) отмечалось, что многие научные работники и преподаватели «проводят большую работу на кафедрах, в лабораториях, щахтах, рудниках, предприятиях по организации новых видов вооружения, изысканию важных для обороны видов минерального сырья, изучению и освоению новых видов минерального сырья, изучению и освоению новых месторождений топлива, цветных и редких металлов, интенсификации, технологических процессов в химической промышленности нахождению и производству новых видов лекарственного сырья, мощных антисептиков, витаминов и т.д.».


В летописи славных дел советских ученых, практических работников есть очень много замечательных примеров, убедительно иллюстрирующих их труд в те грозные годы войны. В области легких сплавов по рекомендации ученых удалось в сокращенные сроки приступить к изготовлению продукции важного оборонного значения; аналитики успешно внедрили новый метод ускоренного определения алюминия и магния. При содействии ученых на одном из заводов в очень короткие сроки была решена сложная проблема извлечения благородных металлов из промышленных отходов, которые до этого не использовались.


Химики-органики успешно проводили исследования по улучшению свойств различных смазочных масел, ими был разработан метод получения авиационного топлива, малосернистых бензолов из высокосернистой нефти и др. Успешно был осуществлен оригинальный способ придания тканям огнестойкости и водоустойчивости.


Большое значение придавалось производству химико-фармацевтических препаратов: витаминов, веществ, повышающих устойчивость организма и снижающих его утомляемость; антисептиков, болеутоляющих, возбуждающих дыхание, кровоостанавливающих и других веществ. Очень важно, что многие из этих препаратов изготовлялись из недифицитного сырья.


Физико-техники под руководством академика Н.Семенова помогали решать проблемы наземного транспорта, а также вопросы, связанные с повышением эффективности взрывчатых веществ. Нетрудно представить, какое значение в условиях войны  имеет защита деревянных сооружений от  огня. Советские физико-химики успешно решили и эту задачу: разработанный ими метод значительно улучшил огнезащитную пропитку дерева, в частности шпал.


Обстановка требовала быстрого внедрения результатов лабораторных исследований в практику. Нередко законченные научные эксперименты тут же осуществлялись в заводских цехах и использовались на фронте.


Используя научные идеи члена-корреспондента АН СССР П.Ребиндера в области теории и технологии процессов  борьбы с коррозией, ученые нашли способы, которые позволили сохранить от порчи многие виды вооружения. Физико-химические исследования П.Ребиндера были использованы для укрепления грунтов аэродромов, улучшения состава глинистых растворов при нефтяном бурении и т.п.


Перед учеными была поставлена задача выполнить выработку серной кислоты в связи с демонтажом ряда сернокислотных заводов в районах, временно оккупированных противником. Усиленные исследования ученых Института по удобрениям и инсектофунгицидам (К.Боресков, А.Амелин) привели к усовершенствованию процесса изготовления ванадиевой контактной массы, газоочистки; это позволило намного повысить производительность заводов.


Война потребовала большого количества строительного материала, в первую очередь цемента. И в решении этой проблемы большое значение имели работы члена-корреспондента АН СССР П.Будникова и химика С.Зорина. Они разработали и внедрили в производство способ быстросхватывающегося строительного материала – ангидридного цемента.


Специфической чертой советской науки всегда была тесная связь между теорией и практикой, быстрая реализация всех новых достижений теории. Выдающимся примером такого содружества являются работы, проведенные в Институте физических проблем под руководством академика П.Капицы. Здесь была создана самая крупная в мире турбинная установка для получения в больших масштабах необходимого для промышленности жидкого кислорода, производительностью до 2000 кг кислорода в час.


Особо следует отметить не только успешную, но поистине самоотверженную работу ленинградских ученых. Несмотря на все тяготы блокады, продовольственные затруднения, обстрелы и бомбежки, многие ученые продолжали вести интенсивную научную работу. В течение 900 дней блокады вместе со всеми тружениками города ученые ковали оружие победы. Подвиг ученых города-героя навсегда войдет в историю советской науки как образец беспредельной преданности Родине, бескорыстного служения науке.


Большинство ленинградских химиков объединилось на базе лабораторий и опытного завода старейшего Государственного института прикладной химии. При остром недостатке электроэнергии, воды, топлива бойцам прифронтового города круглосуточно изготовлялись запалы с горючей жидкостью для противотанковых бутылок, сигнальные патроны для партизан и разведчиков, химические поглотители для противогазов, пиротехнические боеприпасы, индикаторные средства и т.п. Во вновь созданных лаборатория проводился анализ трофейных боеприпасов, изготовлялись новые виды дегазаторов, морские магнитные мины, осветительные и фугасные авиабомбы. Глюкоза, сульфазол, стрептоцид, наркотические и другие препараты в необходимом количестве из лабораторий передавались в госпитали. Созданные в институте образцы противохимических аптечек нашли широкое применение на фронте.


Новым видом взрывчатого вещества теперь стали снаряжаться ручные гранаты, противотанковые гранаты и мины, изготовленные химиками Ленинградского горного института. Активную помощь фронту в тылу оказали ученые Ленинградского политехнического института: они решали проблемы борьбы с обледенением самолетов, изготовили высокочастотный изоляционный материал и т.п.


В период Великой Отечественной войны фронт и тыл были едины. На нужды фронта тыл откликался немедленно, и быстро находились необходимые решения. Особенно выдающая роль в снабжении фронта принадлежала Уралу. Эвакуация большого числа промышленных предприятий на Восток сделала его основной военно-промышленной базой страны. Урал – это богатейший район железа, цветных и легких металлов, топливных и химических ресурсов, рудников и заводов, созданных в советские годы. Многие химические предприятия Украины, вырабатывавшие аммиак, сульфатаммоний, серную кислоту, кальцинированную соду, красители и многой продукции, были перебазированы в восточные районы. Потребовалась быстрая перестройка уклада всей экономики этого района, мобилизация новых сырьевых ресурсов и естественных богатств. Эти требования успешно выполнялись с участием Комиссии по мобилизации природных ресурсов Урала на нужды обороны, возглавляемой президентом АН СССР В.Комаровым.


В тылу, при недостатке рабочей силы, строительных материалов, электроэнергии и т.д. началось невиданное в истории строительство химических заводов как на базе эвакуированной аппаратуры, так и новых. Уже в 1943 г. при активном участии ученых-химиков вузов и НИИ Свердловска, Челябинска, Томска, Алма-Аты, Ташкента и других научных центров Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии мощности по основным химическим продуктам, идущим на военные нужды, по сравнению с довоенными были превышены. Завод азотной и сернокислотной промышленности восточных районов бесперебойно поставляли свою продукцию, необходимую для производства пороха и других взрывчатых веществ. Сернокислотные заводы в качестве сырья применили серу; стали работать установки, изготовляющие соду из карабогазского сульфата по способу Леблана; по оригинальной схеме, разработанной учеными, агрегаты синтеза аммиака были переведены на производство метанола, необходимого для выработки бакелита, изделия из которого применялись в военной промышленности; было налажено производство надежной авиаброни, высококачественных нитролаков и эмали для штурмовиков и истребителей, и др.


Уже в 1943 г. по сравнению с довоенным периодом вдвое увеличилась выработка наркозного эфира, в 1,5 раза – новокаина, в семь раз – хлорэтила, в пять раз – препаратов висмута и т.д.


Еще гремели орудия под Берлином, а химические заводы Украины стали быстро восстанавливаться и уже начали давать стране нужную продукцию.


Многие из участников Великой Отечественной войны трудились в области народного образования, являлись, в частности, учителями химии, отдавали все свои знания, огромный жизненный и педагогический опыт делу обучения и воспитания молодежи.


С большой интенсивностью в годы Великой Отечественной войны трудились и казанские ученые. Их деятельность в значительной степени была направлена на решение местных производственных задач: более целесообразное использование природных ресурсов края, получение новых материалов и продуктов, необходимых фронту и тылу и т.д.


Имя известного советского химика, академика Александра Ерминингельдовича Арбузова тесно связано с Казанью. Здесь он окончил университет, стал ученым с мировым именем, академиком.


Выдающийся ученый, основоположник одного из новейших направлений науки – химии фосфорорганических соединений. Вся жизнь и деятельность его были неразрывно связаны с прославленной Казанской школой химиков.


А.Арбузов родился 11 сентября 1877 года в деревне Арбузов-Баран Спасского уезда Казанской губернии. После окончания сельской школы, а затем первой казанской гимназии, он поступает в Казанский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Здесь под руководством проф. А.Зайцева, он выполнил свою первую работу по получению аллилметилфенилкарбинола. Это исследование замечательно тем, что А.Арбузов впервые в истории русской химии осуществил магний-органический синтез.


Возглавляя кафедру органической химии и, занимая пост декана физ.-мат. факультета в Казанском университете, он в то же время был одним из создателей Казанского химико-технологического института, принял активное участие в организации педагогического института и одновременно взял на себя руководство кафедрами в ветеринарном институте и в институте сельского хозяйства и лесоводства.


Исследования А.Арбузова в годы войны были всецело посвящены нуждам обороны и медицины. Так, в марте 1943 г. видный советский физик-оптик С.Вавилов писал Арбузову: «Глубокоуважаемый Александр Ерминингельдович! Обращаюсь к Вам с большой просьбой – изготовить в Вашей лаборатории 15 г 3,6-диаминофталимида. Оказалось, что этот препарат, полученный от Вас, обладает ценными свойствами в отношении флуоресценции и адсорбции, и сейчас нам необходим для изготовления нового оборонного оптического прибора…».  Значительно позднее Арбузов узнал, что изготовленного им препарата было достаточно для снабжения оптики танковых частей нашей армии и имело значение для обнаружения врага на далеком расстоянии. В дальнейшем А.Арбузов выполнял и другие заказы оптического института на изготовление различных реактивов.


В последние годы А.Арбузовым совместно с сотрудниками были открыты новые фосфорсодержащие инсектициды и лекарственные препараты, в частности, против глаукомы.


Научные научно-педагогические заслуги А.Арбузова были высоко оценены правительством.


Благодарные казанцы увековечили память земляка и назвали улицу города именем академика Арбузова.


Сказать, что Гильм Хайрович Камай – больщой ученый широкий научной эрудиции с ярким педагогическим талантом, – это значит сказать самую малую толику об этом удивительном человеке, о его редкой судьбе. Все, кому довелось знать Гильма Хайровича, работать рядом с ним, навсегда сохранять о нем светлую память. Вышедший из народных глубин, он всю жизнь отдал служению народу.


Родился Гильм Хайрович 23 февраля 1901 года в небольшом старинном городке Тетюши Казанской губернии. Стремление учиться привело Г.Камая в Казань. Он поступает в русско-татарскую учительскую школу. Учеба началась хорошо, его особенно увлекли занятия по химии, которые вел талантливый педагог А.Прянишников. Эта любовь к химии осталась у Г.Камая навсегда, он посвятил ей всю жизнь.


Потом началась работа трудного военного времени. Великая Отечественная война потребовала от ученых напряжения всех сил. Все было подчинено делу разгрома врага. Казанские ученые совместно с московскими и ленинградскими коллегами, которые эвакуировались в Казань, плодотворно трудились во имя победы.


Профессор Гильм Хайрович Камай занимался совершенствованием технологии получения новых видов крайне нужного в военной медицине шовного хирургического материала – кетгута.


В 1942 году Г.Камаю был вручен орден Трудового Красного Знамени.


Послевоенное время – время высшего взлета творческой деятельности Г.Камая. Им был открыт и изучен ряд фосфорорганических и мышьякоорганических соединений. Академик А.Арбузов отмечал, что «наиболее систематическое изучение мышьякоорганических соединений принадлежит Г.Камаю.


Напряженная научно-педагогическая работа Г.Камая (он воспитал десятки учеников, которые стали крупными учеными) всегда сочеталась с активной общественно-политической деятельностью.


Ему была присуждена Государственная премия СССР, он награжден орденами и медалями, в том числе дважды орденом Ленина. Благодарные казанцы хранят память о замечательном ученом-земляке. Его именем назвали улицу.


Вторая мировая война по своему размаху и напряжению, по вовлеченным в нее силам и военно-техническим средствам, по  колоссальным человеческим жертвам и разрушениям не имеет себе равных в истории.


С законной гордостью встречают праздник Победы все люди, в т.ч. и работники химической науки, внесшие достойный вклад в разгром ненавистного врага, в избавление человечества от угрозы фашистского порабощения!


Литература.



  1.  Фаюршина И. Роль ученых в Великой Победе // Мәгариф. – 2010. – № 4.

  2. Химия в школе. – 1975. – № 2.

  3. Шәязданов К. Галимнәр дә җиңү яулашты // Мәгариф. – 2010. – № 5.


Мәгариф.РФ, №16

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Ишетми калмагыз

Аудиоязмалар

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


ТӘКЪДИМ ИТӘБЕЗ