Логотип Магариф уку
Цитата:

Три особенности дошкольного образования Агрызского района

Как и у каждого из нас, у каждой деревни, района есть свои особенности, свое лицо. Агрыз – один из самых дальних, уединенных районов республики. Для того, чтобы туда добраться из столицы, нужно проеха...

Как и у каждого из нас, у каждой деревни, района есть свои особенности, свое лицо. Агрыз – один из самых дальних, уединенных районов республики. Для того, чтобы туда добраться из столицы, нужно проехать около 400 километров. Агрыз, который находится на севере Татарстана, протянувшись на 100 километров, гигантским клином входит на территорию соседней Удмуртии. По словам жителей, раньше, когда еще не было дорог, чтобы добраться из одного конца района в другой, нужно было потратить несколько дней. Если посмотреть с вершины горы в Агрызе, то открывается  вид  тайги, у которого не видно ни конца ни края.


Вчера и...


Мы не случайно начали нашу экскурсию по району с детского сада. Детский сад – это первая ступень каждого человека при вступлении во взрослую жизнь.


Становление системы дошкольного образования и воспитания в Агрызском районе восходит к тридцатым годам прошлого века. В течение нескольких лет число детских садов увеличилось с шестнадцати до пятидесяти. Это, в первую очередь, связано с политикой того времени. Сила и ум женщин были необходимы для развития экономики страны. Поэтому их освобождение от домашних дел, от повседневных забот, целью которого является призыв к общественной сфере деятельности, потребовало расширения сети учреждений дошкольного образования и воспитания. Удивительно то, что в те годы, в основном, были организованы национальные – татарские, марийские, удмуртские – детские сады. Их порядок работы так же был разным. Были детские сады, в которых можно было оставить ребенка только на несколько часов, и такие, которые работали целые сутки. Организовываются оздоровительные лагеря, подготовительные группы для детей дошкольного возраста. Еще одна особенность дошкольного воспитания того времени в том, что в эти учреждения дети ходили бесплатно. Таким образом, советская власть дала одинаковую возможность всем слоям населения при подготовки молодого поколения к взрослой жизни. Если капнуть глубже, то оказывается, что при воспитании агрызских детей была и третья особенность. До 90-х годов двадцатого века детские сады Агрызского района относились к железнодорожному ведомству России, поэтому отличались материально-техническим богатством.IMG_0331 IMG_2335...сегодня


В начале нового века в районе повышается рождаемость малышей. С этим появляется потребность увеличения мест в детских садах. И детские сады, которые ушли с рук железнодорожников, намекают на необходимость ремонта и расширения. В 2011 году по республиканской программе «Бәләкәч» в районе открылся, в этом столетии – первый, а по количеству  седьмой детский сад. Это самый крупный детский сад в районе, в нем воспитывают детей, объединив их в четырнадцать групп.


В прошлом году и дети деревни Шаршада получили красивое здание, оснащенное современным оборудованием. Также в этом году в соседней деревне Кулегаш началось строительство здания начальной школы-детского сада, – поделилась радостью руководитель отдела образования Агрыза Василя Гарафутдиновна Сафиуллина.


Сегодня в районе работают двенадцать учреждений дошкольного образования. В них предусмотрено и обучение на татарском языке. В детском саду №7, который назначен площадкой инновационного воспитания по дошкольному национальному образованию, также есть татарская группа. В Агрызе, который является центром железнодорожников Татарстана, каждый детский сад имеет свое лицо. Еще недавно коллектив детского сада № 9 участвовал во Втором Всероссийском смотр-конкурсе посвященный презентации опыта работы образовательных учреждений в городе Сочи, и удостоился многочисленных подарков и гранта для приобретения технических средств.


По словам методиста по делам дошкольного воспитания отдела образования Лейсан Калимуллиной, во всех детских садах воспитательная и образовательная работа ведется на двух государственных языках. Заведующая детским садом №7 «Бәләкәч» Лилия Яппарова также это подтвердила. Из-за того что, сюда ходят дети разных национальностей, подготовка к школе ведется на русском языке, но большинство воспитательных мероприятий проходят на татарском языке. Так как многие из них посвящены обычаям, обрядам, национальным праздникам, организовывать их в национальном языке будет правильнее и легче, считают местные преданные педагоги. “Национальное воспитание учит ребенка вежливости, благонравию», – говорят они.



- Для изучения языка у учреждений дошкольного образования есть очень удобная сторона. – говорит Лилия Яппарова. – Здесь вся деятельность ведется на основе игры и театрального представления. Наверное, для усвоения языка детям не может быть условий лучше.  Ребенок не остается только зрителем, а участвует в действиях. Оттачивает язык.



Оказывается, дети очень любят участвовать в конкурсах “Мин – татар малае”, “Мин – татар кызы”. И в этом году первые места по району получили воспитанники этого детского сада. Лилия Зуфаровна считает, что республиканские конкурсы “Мин тарча сөйләшәм”, “Сайяр” воспитывают в детях чувство гордости за свой язык. Дети школ и детских садов Агрыза  всегда с нетерпением ждут такие мероприятия.


У детского сада “Бәләкәч” есть еще одна особенность. Местный педагогический коллектив старается вести воспитательную работу совместно с родителями. Для этого используется программа “Семьеведение”, в составлении которой участвовала и воспитательница детского сада №6 Агрыза Айсылу Суниева. В Агрызе считают, что этот труд очень полезен для достижения единства воспитательной работы в детском саду и семье. Для создания единства ребенок-садик-семья им особенно помогает дружба с заповедником “Кичке таң” (“Вечерний рассвет”). Его работники бывают в детских садах района. С их помощью во многих детских учреждениях сделаны экологические тропы. На экскурсию в заповедник могут поехать и родители, и бабушки-дедушки. Отец, дед или брат каждого ребенка делает скворечник для заповедника. Это также является способом воспитания.


Лилия Яппарова – человек, который пришел в детский сад с тринадцатилетним стажем учителя начальных классов. У нее есть возможность сравнивать дошкольное воспитание со школьным. Она не соглашается с тем, что современные родители стараются отдавать своих малышей в детский сад как можно позже.


- По моим наблюдениям, чем раньше приучать к общему воспитанию, тем полезней. Потому что ребенок, сидя дома с мамой, делает все, что захочет, и поэтому ему становится трудно социализироваться, привыкнуть к новой среде. В полтора года поход в детский сад он воспринимает как должное, – говорит она, открывая вредную для ребенка сторону стремления некоторых молодых мам сидет непрерывно долгое время в декрете. Она считает, что несмотря на то, что в какой семье (в богатой или бедной) ребенок растет, он должен ходить в детский сад. Здесь ребенок учится играть с другими. А игра – это адаптация к окружающей среде, возможность устанавливать связь со сверстниками в будущем. Действительно, во время игры ребенок может поставить себя на место лидера или подчиненного, учится уступать или стоять на своем, слушать и слышать других. Если ребенку с малых лет не дать основы игровых навыков (здесь важную роль играют, конечно, взрослые), то когда он вырастет, ему будет трудно строить равные, надежные отношения с другими. Сидящий дома ребенок не проходит эту ступень воспитания. Он может хорошо учиться в школе, добиться успехов на уроках, но в общении с другими, в коллективе перед ним могут возникнуть трудности.


IMG_2032


Завтра


Нельзя не отметить еще одну особенность педагогов, работающих в системе дошкольного воспитания Агрыза. В районе каждый детский сад из двенадцати, имея стремление создать свое лицо, не затрудняются брать пример с соседей. В деревне Бима для детей детского сада разработана программа здоровья под названием “Батыр”. Сейчас и коллективы других детских садов находятся в пути распространения этого начала. У них в планах организовать мероприятия по закаливанию детей,  поить их чаями из трав, зимой ставить на лыжи и, таким образом, вырастить настоящих героев.


В последнее время везде актуальным остается вопрос обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Он коснулся и Агрызского района. Мнение об этом  заведующей отдела образования Васили Гарафутдиновны не оставляет сомнения разрешения этой проблемы.


 - По этой проблеме мы думаем вместе с руководством района. Не было еще такого, чтобы мы не решали задуманное.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Ишетми калмагыз

Аудиоязмалар

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


ТӘКЪДИМ ИТӘБЕЗ