Профессионализмы
БАЙМЕТОВА Р. Профессионализмы текстРезеда БАЙМЕТОВА,учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории Средней школы № 4 г. Кукмор Тип урока – урок открытия...
БАЙМЕТОВА Р. Профессионализмы текст
Резеда БАЙМЕТОВА,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Средней школы № 4
г. Кукмор
Тип урока – урок открытия новых знаний
Цель: – организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о профессионализмах, по умению детей пользоваться словарем при определении значений слов-профессионализмов; профориентация учащихся.
Оборудование: лэпбуки, конверты с заданиями для групповой и парной работы, презентация с видеороликом, цветные ручки, листы самооценки.
Технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Формы организации учебной работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Проектная деятельность на уроке – создание лэпбуков по теме.
Межпредметная связь: литература (работа со стихотворением), изобразительное искусство и технология (работа в лэпбуках).
Ссылка на видеоурок https://rezedagabdraxmanov.wixsite.com/my-site/%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D1%83
ХОД УРОКА
Учитель. Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга улыбкой на лице. Когда улыбкой день освещается, чудесным образом все получается. Молодцы, садитесь, радуйтесь каждому новому дню, ведь он полон счастья, здоровья и новых возможностей!
Мы с вами продолжаем путешествие по увлекательной стране «Лексика». Работать будем в лэпбуках, сегодня мы его дополним новой информацией. Также перед вами листы самооценки. Не забывайте после каждого этапа подводить итог своей деятельности на уроке и оценивать свою работу.
– Ребята, нам предстоит парная работа. Пусть каждая пара возьмет розовый конверт с заданием № 1. В нем даны слова. Сгруппируйте их по общему признаку. Объясните, на каком основании вы поделили эти слова на несколько групп.
– Проверим, на какие группы вы поделили слова?
– Ребята, в ваших лэпбуках есть кармашки, конвертики для каждой из этих групп, поделите между собой примеры и вложите их в кармашки. Ребята, вы большие молодцы, у вас все получилось! Не забудьте оценить свою работу. Я вижу, что материал усвоен вами прекрасно. А это значит, что мы можем продолжать свой путь дальше.
Учитель. Сигнал тревоги. Ребята, с нами пытается связаться главный следователь Отдела внутренних дел. Давайте послушаем его. (Просмотр видеоролика)
В городе «Профессионализмы» объявлена тревога! Кто-то украл все слова города, и поэтому жители не могут продолжить работу! Нужна команда лучших детективов для решения проблемы! Как мне известно, лучше, чем ученики 6 класса, с этим заданием никто не справится, ведь вы умные и находчивые. Страна нуждается в вашей помощи. Выезжайте как можно скорее.
Учитель: Ребята, поможем жителям города?
– Какое новое слово вы услышали в сообщении? (Профессионализмы.)
– Это и будет темой нашего урока. Запишите в лэпбуках.
– Как вы думаете, что нового мы сегодня узнаем на уроке, чему научимся?
(Примерные ответы: «Нам предстоит узнать, какие слова называются профессионализмами, почему они так названы, когда и кем употребляются».)
Учитель. Чтобы ответить на эти вопросы, по какому плану будем действовать? Распишем наш путь поэтапно. Под диктовку учеников учитель расписывает план урока:
Познакомимся с новым термином;
Подберем примеры употребления;
Поработаем самостоятельно и закрепим изученную тему;
Подведем итоги.
Нас ждет интересная работа! Вперед!
Учитель. Скажите, ребята, почему город назван «Профессионализмы»? Что это значит? И какие однокоренные слова вы можете подобрать?
(Примерные ответы учеников: Город занимается изучением профессий. Однокоренные слова: профессия, профессиональный, профессионал.)
Верно, а что является объектом изучения лексики? (Слово.) Сделайте вывод.
Ответы детей: «Значит, профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности».
Совершенно верно, перепишите значение термина из книги.
Учитель. Отлично! Теперь мы знаем, почему город так назван! Но нельзя расслабляться! Приступим к выполнению следующего задания.
III Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Задание. Вспомните, кем работают ваши родители и какие предметы характерны для их профессий.
1 ученик у доски. Определи грамматическую основу. Какой частью речи выражены главные члены предложения? (Объясняет постановку тире)
Для учителя (доска, мел, учебник, класс).
Для врача (укол, таблетки, халат, градусник).
Для строителя (кирпич, кран, каска, цемент).
Для водителя (машина, колесо, насос, бензин).
Для повара (кастрюля, половник, вилка, специи).
Отлично, вот мы и начали вносить ясность в это запутанное дело, подобрали примеры, все эти слова – профессионализмы, значит, второй этап нами пройден. Оказывается, мы, сами того не замечая, используем в своей речи профессионализмы. Некоторые из них уже перешли в разряд общеупотребительных, так как широко используются в нашей речи.
Молодцы, задание пройдено успешно!
О ваших успехах говорит весь город. Злодей, испугавшись, подкинул украденные слова на страницы ваших учебников. Но они все перепутались. Нам предстоит работа в группах. Вам необходимо определить профессии людей, изображенных на странице 61 (упр. 112), и выписать слова, которые характерны для их профессии.
Приклейте в лэпбук изображение профессии и впишите профессионализмы, которые к ним относятся, с толкованием значения. А значения слов мы ищем в толковых словарях, расположенных в конце учебника.
Ответы учащихся:
Фотограф: зум, кадр, пиксель, вспышка.
Художник: палитра, акварель, мольберт, гуашь.
Столяр: шрифт, втулка, зубило, наждак.
Музыкант: форте, октава, гамма, аккорд.
Проверьте по эталону и оцените свою работу.
Значение какого нового профессионализма ты узнал? (Ответы детей)
Вот мы и поработали самостоятельно и закрепили изученную тему, можем оценить свою работу в листах самооценки.
Учитель. Потрясающе! Наше детективное агентство выполнило просьбу жителей города «Профессионализмы». Теперь в словах и профессиях полный порядок.
VI. Промежуточный этап, формулируется домашнее задание
Учитель. Ребята, я хотела бы вам прочитать стихотворение собственного сочинения, называется оно «Кем быть?» Постарайтесь определить основную мысль стихотворения.
Однажды я задумался:
А кем хочу я стать?
Хочу робототехником,
Но в физике не ас.
«Тогда пойду в генетики!» –
Я в школе объявил,
Но «двойки» у биолога
Сказали: «Не ходи!»
Буду вирусологом
Болезни изучать.
Да что же тут поделаешь –
По химии не пять!
Да кем тогда я буду?
Зоологом? Певцом?
Аграрием? Геологом?
А может, кузнецом?
Везде нужны познания –
Не грезы да мечты.
Пойду-ка за уроки я.
А кем быть хочешь ты?
Ребята, на этот вопрос вы ответите дома, написав сочинение-рассуждение «Кем я хочу стать?» Используйте при этом профессионализмы.
Какова основная мысль стихотворения? (Ответы детей)
2 вид домашнего задания: Я знаю, что многие из вас хотят заниматься блогингом, у вас появится такая возможность. Представьте себя в роли блогеров и расскажите о профессиях будущего, используя профессионализмы.
VII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Ребята, пришло время подвести итоги урока.
Метод пяти пальцев - пальчиковая игра (разгибаем пальцы по очереди)
М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил? (Узнали, что такое профессионализмы; что их употребляют представители той или иной профессии; некоторые значения слов нам непонятны, в таком случае мы обращаемся к словарям.)
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг, а что не получилось? (Мы подвели итоги, прошли все этапы.)
С (средний) – состояние духа, настроение. Каким было мое эмоциональное состояние?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было мое физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?
Поверните руки ладошкой ко мне, попрощаемся.
Спасибо за урок, ребята, вы очень старались, и у вас все получилось. До свидания!
Резеда БАЙМЕТОВА,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Средней школы № 4
г. Кукмор
Тип урока – урок открытия новых знаний
Цель: – организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о профессионализмах, по умению детей пользоваться словарем при определении значений слов-профессионализмов; профориентация учащихся.
Оборудование: лэпбуки, конверты с заданиями для групповой и парной работы, презентация с видеороликом, цветные ручки, листы самооценки.
Технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Формы организации учебной работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Проектная деятельность на уроке – создание лэпбуков по теме.
Межпредметная связь: литература (работа со стихотворением), изобразительное искусство и технология (работа в лэпбуках).
Ссылка на видеоурок https://rezedagabdraxmanov.wixsite.com/my-site/%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D1%83
ХОД УРОКА
- I. Этап мотивации
Учитель. Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга улыбкой на лице. Когда улыбкой день освещается, чудесным образом все получается. Молодцы, садитесь, радуйтесь каждому новому дню, ведь он полон счастья, здоровья и новых возможностей!
Мы с вами продолжаем путешествие по увлекательной стране «Лексика». Работать будем в лэпбуках, сегодня мы его дополним новой информацией. Также перед вами листы самооценки. Не забывайте после каждого этапа подводить итог своей деятельности на уроке и оценивать свою работу.
– Ребята, нам предстоит парная работа. Пусть каждая пара возьмет розовый конверт с заданием № 1. В нем даны слова. Сгруппируйте их по общему признаку. Объясните, на каком основании вы поделили эти слова на несколько групп.
– Проверим, на какие группы вы поделили слова?
– Ребята, в ваших лэпбуках есть кармашки, конвертики для каждой из этих групп, поделите между собой примеры и вложите их в кармашки. Ребята, вы большие молодцы, у вас все получилось! Не забудьте оценить свою работу. Я вижу, что материал усвоен вами прекрасно. А это значит, что мы можем продолжать свой путь дальше.
- Актуализация познавательной деятельности с построением проекта выхода из сложившейся ситуации
Учитель. Сигнал тревоги. Ребята, с нами пытается связаться главный следователь Отдела внутренних дел. Давайте послушаем его. (Просмотр видеоролика)
В городе «Профессионализмы» объявлена тревога! Кто-то украл все слова города, и поэтому жители не могут продолжить работу! Нужна команда лучших детективов для решения проблемы! Как мне известно, лучше, чем ученики 6 класса, с этим заданием никто не справится, ведь вы умные и находчивые. Страна нуждается в вашей помощи. Выезжайте как можно скорее.
Учитель: Ребята, поможем жителям города?
– Какое новое слово вы услышали в сообщении? (Профессионализмы.)
– Это и будет темой нашего урока. Запишите в лэпбуках.
– Как вы думаете, что нового мы сегодня узнаем на уроке, чему научимся?
(Примерные ответы: «Нам предстоит узнать, какие слова называются профессионализмами, почему они так названы, когда и кем употребляются».)
Учитель. Чтобы ответить на эти вопросы, по какому плану будем действовать? Распишем наш путь поэтапно. Под диктовку учеников учитель расписывает план урока:
Познакомимся с новым термином;
Подберем примеры употребления;
Поработаем самостоятельно и закрепим изученную тему;
Подведем итоги.
Нас ждет интересная работа! Вперед!
Учитель. Скажите, ребята, почему город назван «Профессионализмы»? Что это значит? И какие однокоренные слова вы можете подобрать?
(Примерные ответы учеников: Город занимается изучением профессий. Однокоренные слова: профессия, профессиональный, профессионал.)
Верно, а что является объектом изучения лексики? (Слово.) Сделайте вывод.
Ответы детей: «Значит, профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности».
Совершенно верно, перепишите значение термина из книги.
Учитель. Отлично! Теперь мы знаем, почему город так назван! Но нельзя расслабляться! Приступим к выполнению следующего задания.
III Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Задание. Вспомните, кем работают ваши родители и какие предметы характерны для их профессий.
1 ученик у доски. Определи грамматическую основу. Какой частью речи выражены главные члены предложения? (Объясняет постановку тире)
Для учителя (доска, мел, учебник, класс).
Для врача (укол, таблетки, халат, градусник).
Для строителя (кирпич, кран, каска, цемент).
Для водителя (машина, колесо, насос, бензин).
Для повара (кастрюля, половник, вилка, специи).
Отлично, вот мы и начали вносить ясность в это запутанное дело, подобрали примеры, все эти слова – профессионализмы, значит, второй этап нами пройден. Оказывается, мы, сами того не замечая, используем в своей речи профессионализмы. Некоторые из них уже перешли в разряд общеупотребительных, так как широко используются в нашей речи.
Молодцы, задание пройдено успешно!
- IV. Музыкальная физминутка. А теперь все встали. Я называю профессию, а вы должны движениями показать деятельность работников данной профессии. (Дирижер, бегун, пловец, танцор, шофер, марсовый (так называют наблюдателей на мачте корабля), пилот – полетали-полетали и сели на свои рабочие места.)
- V. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
О ваших успехах говорит весь город. Злодей, испугавшись, подкинул украденные слова на страницы ваших учебников. Но они все перепутались. Нам предстоит работа в группах. Вам необходимо определить профессии людей, изображенных на странице 61 (упр. 112), и выписать слова, которые характерны для их профессии.
Приклейте в лэпбук изображение профессии и впишите профессионализмы, которые к ним относятся, с толкованием значения. А значения слов мы ищем в толковых словарях, расположенных в конце учебника.
Ответы учащихся:
Фотограф: зум, кадр, пиксель, вспышка.
Художник: палитра, акварель, мольберт, гуашь.
Столяр: шрифт, втулка, зубило, наждак.
Музыкант: форте, октава, гамма, аккорд.
Проверьте по эталону и оцените свою работу.
Значение какого нового профессионализма ты узнал? (Ответы детей)
Вот мы и поработали самостоятельно и закрепили изученную тему, можем оценить свою работу в листах самооценки.
Учитель. Потрясающе! Наше детективное агентство выполнило просьбу жителей города «Профессионализмы». Теперь в словах и профессиях полный порядок.
VI. Промежуточный этап, формулируется домашнее задание
Учитель. Ребята, я хотела бы вам прочитать стихотворение собственного сочинения, называется оно «Кем быть?» Постарайтесь определить основную мысль стихотворения.
Однажды я задумался:
А кем хочу я стать?
Хочу робототехником,
Но в физике не ас.
«Тогда пойду в генетики!» –
Я в школе объявил,
Но «двойки» у биолога
Сказали: «Не ходи!»
Буду вирусологом
Болезни изучать.
Да что же тут поделаешь –
По химии не пять!
Да кем тогда я буду?
Зоологом? Певцом?
Аграрием? Геологом?
А может, кузнецом?
Везде нужны познания –
Не грезы да мечты.
Пойду-ка за уроки я.
А кем быть хочешь ты?
Ребята, на этот вопрос вы ответите дома, написав сочинение-рассуждение «Кем я хочу стать?» Используйте при этом профессионализмы.
Какова основная мысль стихотворения? (Ответы детей)
2 вид домашнего задания: Я знаю, что многие из вас хотят заниматься блогингом, у вас появится такая возможность. Представьте себя в роли блогеров и расскажите о профессиях будущего, используя профессионализмы.
VII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Ребята, пришло время подвести итоги урока.
Метод пяти пальцев - пальчиковая игра (разгибаем пальцы по очереди)
М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил? (Узнали, что такое профессионализмы; что их употребляют представители той или иной профессии; некоторые значения слов нам непонятны, в таком случае мы обращаемся к словарям.)
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг, а что не получилось? (Мы подвели итоги, прошли все этапы.)
С (средний) – состояние духа, настроение. Каким было мое эмоциональное состояние?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было мое физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?
Поверните руки ладошкой ко мне, попрощаемся.
Спасибо за урок, ребята, вы очень старались, и у вас все получилось. До свидания!
Комментарийлар