Логотип Магариф уку
Цитата:

Проектная деятельность на уроке литературы

Ирина Ганина,учитель русского языка и литературы гимназии № 102 имени М.С.Устиновой г. КазаниВ связи с внедрением в учебный процесс с проекта «Школы ИНТЕЛ в Рес­публике Татарстан» наша гимназия, получ...

Ирина Ганина,

учитель русского языка и литературы гимназии № 102 имени М.С.Устиновой г. Казани


В связи с внедрением в учебный процесс с проекта «Школы ИНТЕЛ в Рес­публике Татарстан» наша гимназия, получив новый статус – «Школа – центр компетенции образовательных программ ИНТЕЛ», охотно делится новыми технологиями на различных семинарах, научно-практических конференциях, проводимых в стенах школы.


Я хочу рассказать об учебном проекте по литературе «Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова», который был осуществлен в VI классе.


Приступая к изучению творчества М.Ю.Лермонтова, вначале была показана учащимся стартовая презентация, где были озвучены наши цели и задачи, был поставлен основополагающий вопрос «Может ли одинокий человек быть счастливым?»


Затем ребята, поделившись на группы, искали ответы на вопросы. В итоге результат своей деятельности они представили в виде презентации, вики-газеты, вики-статьи,
таблицы и ментальной карты. Конечный итог проекта – защита работ учащихся как результат их творческой деятельности. ­Каждая группа – биографы, литературоведы, искусствоведы, краеведы, – выступая, озвучивала свою цель исследования.


Опережающее задание.
1. «Биографы» – изучить, почему М.Ю.Лер­монтов был одиноким (вики-газета).
2. «Литературоведы» – выяснить, каким образом выражается тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова (таблица, ментальная карта).
3. «Краеведы» – выяснить, в произ­веде­ни­ях каких русских и татарских поэтов встре­чается тема одиночества (вики-статья).
Описание учебного проекта ИНТЕЛ.
Тема. Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова (VI класс).
Цели:
– познакомить с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова; учить работать в группах, формировать исследовательские навыки; понимать, с чем поэт находит сходство своей одинокой жизни;
– развивать самостоятельность в отборе нужного материала, умение работать с ИКТ, справочной литературой; обобщать и систематизировать материал; критическое мышление, устную и письменную речь, внимание;
– воспитывать взаимопонимание, взаимовыручку, любовь к поэзии.


Ход занятия.
I. Организационный момент.


II. Актуализация знаний.
Анкета:
1. С какими стихотворениями Лермонтова вы знакомы?
2. Какие вопросы поднимаются в них?
3. Связано ли творчество Лермонтова с личными фактами его жизни?
4. Какое настроение вы уловили в его стихах?
5. Чем вызвано такое настроение?
6. Были ли друзья у Лермонтова?
7. Почему тогда он чувствовал себя одиноким?
8. А вы сами чувствовали себя одинокими когда-нибудь?


III. Защита работ.
Группа «Биографы».
Цель исследования: выяснить, почему М.Ю.Лермонтов был одиноким.
Выступление группы.
Мы представили свою работу в виде вики-газеты (показ).
М.Ю.Лермонтов (портрет).
Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Михаила бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца. Детство Лермонтова прошло в имении бабушки. Его окружала атмосфера любви и заботы – но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было.
2. Мама – М.М.Лермонтова (портрет).
Мария Михайловна – мать поэта, единственная дочь Михаила Васильевича и Арсеньевых. Познакомившись у родственников с Ю.П.Лермонтовым, Мария Михайловна вышла за него замуж, несмотря на неодобрение матери. После свадьбы жила с мужем и матерью в Тарханах, но на время рождения сына приезжала с мужем в Москву. Семейные отношения сложились неблагополучно.
3. Папа – Ю.П.Лермонтов (портрет).
Отец поэта окончил Первый кадетский корпус в Петербурге, в 1804 г. Бывая в селе Васильевском, родовом имении Арсеньевых, познакомился с М.М.Арсеньевой и женился на ней. После свадьбы жил в Тарханах. Семейная жизнь родителей поэта не была счастливой. После смерти юной жены в 1817 г. отношения Юрия Петровича с тещей обострились. Он уехал в свое имение Кропотово (Тульской губернии), а сына оставил на воспитание бабушке.
4. Бабушка – Е.А.Арсеньева (портрет).
Елизавета Алексеевна Арсеньева – бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова. Лермонтову было всего два года, когда умерла его мать, и он остался на попечении бабушки. Рано овдовевшая, потерявшая единственную дочь, она все свое внимание, свою любовь сосредоточила на внуке. Елизавета Алексеевна баловала его, как только могла, ничего для него не жалела, ни в чем ему не отказывала.
Юный Лермонтов с самого раннего детства ощущал искренность, нежность, теплоту заботливой бабушки и очень любил ее. С самого рождения и до 1835 года они вообще не расставались.
Вывод. Уже в ранних стихотворениях Лермонтова чувствуется печаль, чувство одиночества, несмотря на безмерную любовь бабушки. Будучи тонким, восприимчивым ребенком он тяжело переживал разлуку с отцом. Он видел многоцветие красок и пытался их передать не только словесно в своих первых стихотворениях, но и в картинах, которые очень хорошо рисовал.


Группа «Литературоведы».
Цель исследования: определить, каким образом выражается тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.
Выступление группы.
Мы представили свою работу в виде таблицы и ментальной карты, на которой я хочу остановиться подробнее (показ).
(Описание ментальной карты: сверху – портрет М.Ю.Лермонтова. В первом
ряду – картинки; во втором ряду – отрывки из стихотворений. Картинки и тексты соединены между собой стрелкой.)
Листок (изображение) – стихотворение «Листок».
1-й ученик. Листок можно сравнить с судьбой Михаила Юрьевича Лермонтова. Он тоже уехал из дома и долгое время жил вдали от родины.
Тучи (изображение) – стихотворение «Тучи».
2-й ученик. Как и Лермонтов, которому трудно было расстаться с глубоко любящей бабушкой, пришлось это сделать, уехав на Кавказ.
Парус (изображение) – стихотворение «Парус».
3-й ученик. Лермонтов чувствовал одиночество, потому что не мог найти родного по духу человека.


<…>

Полный вариант читайте в №1 журнала «Мәгариф» (январь, 2015 г.) (в разделе «Электронная подписка»).

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Ишетми калмагыз

Аудиоязмалар

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


ТӘКЪДИМ ИТӘБЕЗ