Логотип Магариф уку
Цитата: Кадерле сүз ишетсәң, аклың артыр (Утыз Имәни)

О выпускных сочинениях школьников в 2014–2015 учебном году

Окончание. Начало в №11Тамара Скиргайло, Гульшат Ахбарова, профессора ИРО РТ, доктора педагогических наукЖанры выпускных сочиненийНа сегодняшний день выделено три основных жанра итоговых сочинений:– с...

Окончание. Начало в №11


Тамара Скиргайло, Гульшат Ахбарова,
профессора ИРО РТ, доктора педагогических наук

Жанры выпускных сочинений


На сегодняшний день выделено три основных жанра итоговых сочинений:


– сочинение-рассуждение литературоведческого характера;


– сочинение-рассуждение проблемного характера на литературную тему;


 – сочинение-эссе по афористическому высказыванию на нравственно-философскую или иную проблемную тему.
















 
















































































Тип темы Примеры темЧто требуетсяВозможные ошибкиКак их избежать
Литературная
а) анализ литературного произведения
1) Судьбы молодых дворянских интеллигентов в преддекабристскую эпоху (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
2) Помещичья Россия в художественном изображении Н.В.Гоголя (по поэме «Мертвые души»)
Раскрыть идейное и нравственное значение произведения, его эстетическую значимость, рассказать о его влиянии на литературный процесс того времениПростой пересказ текста, отсутствие литературоведческого анализа произведенияНеобходимо использовать такие понятия, как тема, идея, сюжет, замысел, традиции и новаторство, речевой строй произведения
б) образ литературного героя1) Татьяна Ларина – «милый идеал» поэта
2) Печорин – герой своего времени
3) Обломов как социально-психологический тип
Рассказать, какое место персонаж занимает в системе образов, дать его характеристику как определенного социального типа, какая общественная проблема привела автора к созданию образаОтсутствие литературоведческого анализаНеобходимо использовать следующие понятия: литературный тип, типический характер (портрет, авторская характеристика, цепь поступков, речевая характеристика, окружающая обстановка)
в) анализ художественной формы1) Сатирическое изображение чиновничества в творчестве Н.В.Гоголя
2) Жанр и композиция романа «Герой нашего времени»
3) Своеобразие конфликта и композиции пьесы Островского «Гроза»
Провести литературоведческий анализ художественных средствНезнание нужных понятий теории литературыНеобходимо использовать следующие понятия: роды и жанры литературы, литературное направление, художественный метод, стиль, композиция, конфликт, трагическое и комическое, язык, сатира и юмор и т.д.
г) образ лирического героя (в поэзии)1) А.С. Пушкин о роли поэзии и назначении поэта
2) Образ поэта в лирике М.Ю.Лермонтова
3) Глубина и яркость переживаний в поэзии А.Ахматовой
Дать целостное представление о творчестве поэта, его основных изобразительных средствахОтождествление лирического героя и его переживаний с личностью поэта, его жизньюНеобходимо использовать следующие понятия: лирика, лирический герой, жанры лирики, тропы и фигуры речи, рифма, стихотворный размер
Публицистическая1) Мой любимый современный писатель (поэт)
2) Книга, которая не оставила меня равнодушным
Нужно раскрывать тему на литературном материале, желательно использовать внепрограммные произведения. Показать личное отношение к литературеДается пересказ биографии писателя (поэта) или содержания книги. Неверно выбран стиль: присутствуют либо ложный пафос, либо чрезмерное приземлениеНеобходимо подумать над стилевым оформлением и обязательно привлечь литературный материал
Монографическая:
а) простая
Образ народа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»Всестороннее описание-рассуждение, выполненное в свободном стилеОднобокость анализаПосмотреть на предметы с разных точек зрения
б) проблемнаяВзаимоотношение личности и народа в понимании Л.Н.Толстого в романе «Война и мир»Объяснить все стороны предметов, указанных в темеПроблемная тема подменяется простой и анализируется только с одной стороныНеобходимо разобраться в существе проблемы, которая поставлена в заголовке
Сопоставительная1) Кутузов и Наполеон в изображении Л.Н.Толстого
2) Герой гражданской войны (по произведениям А.Фадеева, И.Бабеля, Н.Островского)
Сравнительная характеристика пишется на основе сопоставления характеров героев. Материал сочинения удобнее расположить по принципу параллельного сравнения, когда сопоставляются поведение героев в одной и той же сходной ситуации, их отношение к одному и тому же событию, лицу, предмету и др.Подмена сопоставительной темы двумя монографическими, т.е. дается два последовательных описания без сопоставленияНадо раскрыть совокупность тех устойчивых особенностей, которые свойственны сравниваемым персонажам (внешность, поведение, отношение к окружающим, образ жизни, обстановка, переживания, чувства и взгляды и пр.). Сделать выводы
Обобщающая1) Тема человека, природы и Бога в современной русской литературе
2) Русский крестьянин в изображении Тургенева, Некрасова
Обобщающее рассуждение о нескольких сходных предметахОтсутствует связь между предметами рассмотренияНеобходимо остановиться на главных признаках обобщения и стараться избегать частностей
Проблемно-обобщающая1)Проблема семьи в романе «Война и мир»
2) Экологические проблемы в современной литературе
Рассуждение обобщающего характера, которое должно вестись в рамках заявленной проблемыПроблема, заявленная в заголовке, не раскрывается, а ведутся общие разговорыНеобходимо понять сущность заявленной проблемы, высказать свою точку зрения, подкрепив её материалами литературных произведений

 
Типы вступлений
 































Историческое вступлениеВозможно только в тех сочинениях, где рассматривается значение данного произведения, творчества писателя или поэта, связь эпохи и произведения. «Эпоха революционных преобразований в произведениях А.Платонова, М.Замятина, М.Шолохова»
Аналитическое вступлениеВ нём анализируются центральные понятия темы (литературоведческие, философские и др. термины) и проблемно сформулированные определения. «Душа и маска Печорина в художественном изображении М.Ю.Лермонтова»: нужно определить, что понимается под словами «маска Печорина» и что мы имеем в виду, говоря о душе героя
Биографическое вступлениеНекоторые темы предполагают знание учащимися сведений из биографии автора, фактов его жизни, истории создания произведения и т.п.
«Россия в лирике А.Блока»: невозможно обойтись без обращения к истории души поэта и изменению его взглядов на мир
Сравнительное вступление«Война гуляет по России, а мы такие молодые…» (По произведениям Б.Васильева, В.Астафьева, К.Воробьева и др.): автору сочинения обязательно нужно сравнить указанных авторов, их судьбы, произведения, героев этих произведений
Вступление-характеристика произведенияЕсли в теме сочинения предлагается сравнить героев одного произведения, то начать такое сочинение надо с характеристики произведения в целом, его места в творчестве писателя, его новизны и значимости. («Женские образы в романе М.Лермонтова «Герой нашего времени»)
«Лирическое» вступлениеТакое введение будет своеобразным ответом на вопрос: «Почему я выбрал (а) эту тему? Что особенно интересно в ней? Совпадает ли данная тема с моими переживаниями и размышлениями?»
Вступление-перекличка с современностьюВ нём указывается, ЧТО роднит произведение с сегодняшним днём

Заключение должно отвечать следующим требованиям:
– содержать выводы из написанного в данном, конкретном сочинении;
– оно должно соответствовать теме сочинения.
 
Приведём одно из возможных сочинений.
«Отцы» и «дети» в русской классике

Проблема отцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта стара как мир. Является она лишь частью той бесконечной естественной борьбы старого с новым, из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать: хорошо это или плохо. Кроме того, в семье, от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми, зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что для него будет самым главным и святым.


К проблеме отцов и детей разные авторы подходят по-разному. Кроме романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует практически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений.


Проблема отцов и детей включает в себя целый ряд важных нравственных проблем. Это и проблема образования, проблема выбора нравственных правил, проблема благодарности, проблема непонимания. Они подняты в различных произведениях, и каждый автор пытается по-своему взглянуть на них.


А.С.Грибоедов, описав в комедии «Горе от ума» борьбу «века нынешнего» и «века минувшего», не обошел вниманием сложную проблему отцов и детей. Сам замысел произведения — борьба старого с новым — это та же проблема, взятая более широко. Кроме того, здесь прослежены и взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей.


<…>

Полный вариант читайте в №12 журнала «Мәгариф» (декабрь, 2014 г.) (в разделе «Электронная подписка»).

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Ишетми калмагыз

Аудиоязмалар

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


ТӘКЪДИМ ИТӘБЕЗ